?

Log in

No account? Create an account
Я тут это, в кои веки на злобу дня, извините. У немцев, с которыми я… - атипичный контрол-фрик
August 14th, 2015
11:34 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Я тут это, в кои веки на злобу дня, извините.

У немцев, с которыми я сотрудничаю, есть один инженер. Сначала, когда я еще работала на прошлой работе, я его знала только по телеконференциям, и заочно ненавидела, потому что человек говорит очень, чудовищно невнятно, а когда это еще в переговорной, он говорит через громкую связь, я слушаю через громкую связь, это ужасно, ничего не понятно, и думаешь, что ну черт бы тебя побрал, ну неужели так сложно говорить сколько-то отчетливо. А потом я начала для этих своих немцев переводить налево от своего работодателя, и переводила как-то довольно много всего, что писал именно он, и часто писала ему письма с вопросами, что вот тут мне не понятно, нельзя ли подробнее пояснить, что имелось в виду (он работает с электрикой, это довольно сложная для меня тема). И он всегда очень мило отвечал, и мы перешли на ты, он мне предлагал не переписываться, а созваниваться, но я, помня, как невнятно он говорит, отвечала, что с письмами мне удобнее (мне правда удобнее), и потом мне еще передавали, что ему нравится со мной работать, потому что я такая ответственная и вдумчиво подхожу ко всему, не просто беру первое попавшееся слово из словаря. А потом я поехала в командировку к ним, и тот немец, с которым я общалась больше всего, мне предложил представить нас с Томасом друг другу, раз уж мы много общаемся. И вот тут оказалось, что Томас сидит в инвалидном кресле, и у него из всего тела более-менее работает одна рука. И мне стало ужасно стыдно за то, как я про себя ругалась на его невнятную речь, хотя я и никогда ничего такого не показывала, только про себя думала.

Прошлой осенью я опять была там в командировке, и мне опять надо было переводить много того, что написал Томас, и у меня опять возникла куча вопросов. И я сказала Штеффену: "Ааааа, что мне делать? Мне надо поговорить с Томасом, но когда он говорит, я его практически не понимаю. И я не знаю, вежливо ли его переспрашивать. А написать письмо, когда он знает, что я тут же, всего этажом выше, тоже как-то нехорошо. И я боюсь, что я себя рядом с ним буду чувствовать неловко. И я боюсь, что он заметит, что мне неловко, и ему будет неприятно. И я его плохо понимаю, но стесняюсь переспрашивать. Что мне делать?" Штеффен сначала не понял, он ответил, что его я тоже иногда переспрашиваю, и иногда даже требую развернутого объяснения, почему с ним можно, а с Томасом нельзя? Я ответила, что если я переспрашиваю его, это я признаю свою слабость, что я недостаточно хорошо знаю немецкий, а если я переспрошу Томаса, я как бы покажу, что это он, Томас, не может говорить достаточно четко. Штеффен велел мне перестать маяться дурью и идти уже задавать свои вопросы по тексту. И я пошла. И когда я пришла и подсела к Томасу, и вдруг заметила, что у него тоннели в ушах, и татуировка на руке, и какая-то прикольная цацка на шее, и смешная надпись на кружке, у меня в голове что-то резко перещелкнуло, и я увидела не человека в инвалидном кресле, а просто очень симпатичного парня, с которым мы через пару минут уже трепались на какие-то отвлеченные темы, и потом к нам подключились еще пара человек, и мне притащили кофе, и меня кормили конфетами, и Томас обсуждал с кем-то из коллег какие-то их совместные планы на вечер, и рассказывал, что собирается в отпуск в Эмираты, и в реале, не по телефону, его оказалось не так сложно понимать, и не было вообще никакой неловкости. Это вообще оказался какой-то очень радостный, очень важный для меня опыт, я вернулась к себе на рабочее место страшно довольная и, помню, даже нескольким подругам написала письмо об этом...

А пока писала письмо, еще раз поняла: вот человек, да, у него есть проблема, и как ни верти, довольно серьезная. Но еще у него есть хорошая работа, и друзья, и планы на отпуск - у него есть жизнь, в конечном итоге, вполне так нормальная жизнь. И окружающие не видят в этом ничего такого уж особенного. И когда с ним общаются - общаются с человеком, а не с его инвалидностью. И мне очень страшно и стыдно думать о том, как бы сложилась эта самая его жизнь, родись он не в Германии, а в России. И вот это тоже оказалось очень ярким переживанием: если в нормальных условиях мой патриотизм болтается где-то вокруг нуля по Цельсию, в тот момент он одним резким скачком достиг абсолютного нуля.

Апдейт: журнал ЖЖ пишет, что я рассказываю историю поразительного знакомства. На всякий случай заявляю: я не считаю это знакомство поразительным.

Tags:

(37 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:evlantij
Date:August 14th, 2015 08:59 pm (UTC)
(Link)
С ужасом понимаю, что на самом деле не знаю, как я бы повел себя, столкнись я близко с человеком ограниченных возможностей. Это гребанная российская ментальность, которая не научила принимать это как нечто само собой разумеещееся и заставляет пугаться. А если есть страх, то от него пытаешься скорее избавиться, стряхнуть как паука. Это ужасно. Надеюсь, что в подобный момент русский человек во мне не заговорит

Edited at 2015-08-14 09:00 pm (UTC)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 14th, 2015 09:03 pm (UTC)
(Link)
У меня был опыт и до этого, на самом деле. Но там получилось прямо как-то наглядно: я шла общаться именно с инвалидом, думая о нем исключительно с точки зрения "как бы не обидеть, а как вообще положено себя вести, а вдруг я сделаю что-то не так", а когда я уже оказалась перед ним, оказалось, что общаться надо с человеком, просто с человеком. И это было какое-то очень крутое осознание для меня.
[User Picture]
From:caldeye
Date:August 14th, 2015 09:02 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за пост.
Очень радостно, что этот тревожный сюжет закончился хорошо.
А про инвалидов в России, и что я об этом думаю, лучше промолчу.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 14th, 2015 09:05 pm (UTC)
(Link)
Я на эту тему думаю в основном: "АААААААААААААААААА", ну и еще много всяких слов, среди которых нет цензурных.
[User Picture]
From:zinaida_s
Date:August 14th, 2015 09:35 pm (UTC)
(Link)
Очень здорово написано, и насчет инвалидов, здесь и там, и работа такая осмысленная, где можно по существу задавать вопросы, это тоже прекрасно. А то я как раз сижу и гадаю, что подразумевал автор под сокращением.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 14th, 2015 09:43 pm (UTC)
(Link)
Я очень люблю этих заказчиков в числе прочего именно за то, что они всегда с готовностью и очень толково объясняют, что имелось в виду. Причем они во мне в числе прочего тоже ценят именно то, что я всегда спрашиваю, когда что-то непонятно и во все вникаю. Я обычно собираю все вопросы по документу в одно письмо и отправляю - очень удобно. Это те же самые немцы, что пишут "мы рады, что нам удалось внести вклад в организацию вашего досуга" :)
[User Picture]
From:annato_s
Date:August 14th, 2015 09:36 pm (UTC)
(Link)
Среди моих знакомых только одна девочка с реально ограниченными возможностями, на инвалидном кресле. Это девочка 12 лет, удочеренная подругой моей дочери. Несколько раз и мы с ними общались - действительно, довольно быстро отвлекаешься от ограничений и начинаешь общаться как с обычным ребенком, только на коляске.
Хуже, когда приходится общаться с человеком с особенностями умственного развития. Есть у меня и такой опыт, к сожалению. Приходится обдумывать слова и интонацию, и вообще осторожничать при разговоре. Но если иметь некоторый навык и элементарное представление о принципах поведения с таким человеком (не делать резких и агрессивных движений, не требовать быстроты реакции и т.п.), то это вполне реально. Другой вопрос, что опыта этого обычному человеку в нашем обществе взять негде (((
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 14th, 2015 09:46 pm (UTC)
(Link)
Я не уверена, что смогла бы общаться с таким человеком, честно говоря. С другой стороны, ни от чего нельзя зарекаться.
[User Picture]
From:matsuryoshka
Date:August 14th, 2015 10:33 pm (UTC)
(Link)
Инвалид в России беспомощен, поэтому все, кто с ними общается, испытывают неловкость, связывают это с его инвалидностью.
Т.е. когда я поняла, что это не наша "ментальность" так относиться к инвалидам, а следствие ряда причин, мне стало морально легче.

Все потому, что в России для инвалидов не предусмотрены какие-то элементарные
удобства: специальные лифты на станциях метро, входы в здания, дежурный персонал в общественных местах для помощи и проч. Что говорить об инвалидах, если даже мамаши с детскими колясками испытывают неудобства при перемещении по городу. И это в столице. А в периферийных городах-даже представить не могу.

в Японии я испытала культурный шок от того, что все тротуары вымощены специальной плиткой для незрячих, все места оборудованы спец.подъемниками для тех, кто перемещается в инвалидном кресле, вокруг полно полицейских, готовых тут же помочь если будет необходимо... и даже в Саду Камней при входе есть маленький столик, на котором с миниатюре воспроизведен ландшафт, чтобы незрячие могли руками "увидеть", на что они сейчас будут смотреть вместе со всеми видящими людьми.
Извините, как-то сумбурно получилось, просто Вы так хорошо написали, что я буквально пережила все Ваши чувства, эта ужасная неловкость...и даже чувство вины. Но я думаю, ситуация в России постепенно улучшится...наверное...

Edited at 2015-08-14 10:38 pm (UTC)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 14th, 2015 10:54 pm (UTC)
(Link)
Да, я очень хорошо понимаю, что вы имеете в виду. Но я не знаю, где причина, а где следствие. У нас все-таки как-то принято прятать то, что кажется неприятным, причем прятать даже от себя. Такое чувство, что те, кто проектируют города и здания, вытесняют все мысли о любых колясках, костылях, о слепых, о ком угодно, просто вот ааааа, какой ужас, не напоминайте. В результате получаем среду, в которой таким людям жить невозможно, в результате мы испытываем еще более сильную неловкость, и еще старательнее закрываем глаза, и так все дальше и дальше, и хуже с каждым витком. А потом - да, я безусловно за интеграцию, но я не знаю, как себя вести, мне тоже неловко, и мне стыдно за свою неловкость, и тоже кажется проще самоустраниться.
[User Picture]
From:matsuryoshka
Date:August 14th, 2015 10:37 pm (UTC)
(Link)
Внезапно вспомнился фильм в тему "Один плюс один", очень жизнеутверждаюший.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 14th, 2015 10:55 pm (UTC)
(Link)
Ой, да, прекрасный фильм.
[User Picture]
From:germanist007
Date:August 15th, 2015 06:12 am (UTC)
(Link)
Спасибо за такую эмоциональную историю, вы молодец! А вообще, эту тему можно расширить: бывает, со здоровым человеком разговариваешь, но из-за какого-нибудь предубеждения видишь в нем не _человека_, а свое застывшее представление о нем, схему.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 15th, 2015 09:23 am (UTC)
(Link)
Да, вы правильно поняли - для меня важность этого опыта была в первую очередь именно в том, что я шла общаться не с человеком, а с его инвалидностью, и это казалось сложным и неприятным, а когда я начала общаться именно с человеком, оказалось, что в нем гораздо больше всего разного, чем только инвалидность. И это работает применительно к чему угодно, в общем-то.
[User Picture]
From:suedpol
Date:August 15th, 2015 06:40 am (UTC)
(Link)
Cогласна абсолютно со всем. И очень здорово, что тебе предоставилась с ним возможность пообщаться напрямую, и здорово, что он полностью интегрирован в общество. И очень страшно понимать, что здесь бы все было совсем не так.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 15th, 2015 09:29 am (UTC)
(Link)
Ну вот, собственно, в Германии он - полноценный член общества, который да, нуждается в помощи, но при этом сам себя обеспечивает и не видит особой проблемы в том, чтобы слетать в отпуск в другую страну. И для окружающих это нормально.
[User Picture]
From:alena_15
Date:August 15th, 2015 09:45 am (UTC)
(Link)
Лена, до слез.
Отлично написано, и очень искренне!
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 15th, 2015 09:49 am (UTC)
(Link)
Спасибо, дорогая
[User Picture]
From:henna_yume
Date:August 15th, 2015 06:22 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за пост. Мне не приходилось хоть сколько-нибудь близко контактировать с инвалидами, и вот эта базовая неловкость заставляла почти надеяться, что и не придётся, чтобы не сделать своей виноватой неуклюжестью очень неуютно и себе, и другому. А от идеи общаться с человеком, а не с его инвалидностью в моей голове, кажется, тоже что-то наконец перещёлкнуло, причём совсем не только в отношении инвалидов.

Ещё подумалось, насколько часто у нас встречается обратный случай, когда, условно говоря, сам инвалид привычно видит в себе в первую очередь инвалида, а не человека. Когда к чужому, кажется, неизбежному восприятию тебя через призму какого-то недостатка настолько привыкаешь, что оно подменяет тебя реального в твоей же голове.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 15th, 2015 06:31 pm (UTC)
(Link)
На самом деле мне доводилось контактировать с инвалидами и до этого случая, в том числе и близко, но этот случай оказался особенно ярким, сначала из-за контраста между ожиданием и действительностью и именно вот этого осознания, что общаться надо с человеком, а не с какой-то одной его чертой, потом из-за контраста между Германией и Россией.

По поводу того, что и сам человек видит в себе в первую очередь инвалида - я сама не сталкивалась, но слышала о таких людях. Да, я думаю, это очень сильно связано с обществом и с приспособленностью среды для жизни.
[User Picture]
From:alexandrit
Date:August 16th, 2015 07:40 pm (UTC)
(Link)
Прочитала и в очередной раз вспомнила реабилитационную клинику в Германии, где мне довелось побывать несколько лет назад, к счастью, гостем. Клиника специализировалась на реабилитации людей с травмами опорно-двигательного аппарата и перенесших инсульт, так что контингент можно представить. Впечатление от всего увиденного было нереальное. Насколько все было продуманно и выверено, чтобы пациентам было удобно. Про подход к реабилитации я вообще молчу, это стоит отдельного рассказа. И что меня там больше всего восхищало - на первом этаже был бар, где после 4 часов дня подавали чай, кофе, мороженое и алкогольные напитки, кроме того был салон красоты, где можно было сделать прическу, маникюр-педикюр и т.д. И каждый вечер после процедур смотреть на холл и на веранду перед холлом было одно удовольствие - люди отдыхали за чашкой чая, за бокалом вина, за кружкой пива, ухоженные, красивые. Я смотрела на это, и так хотелось, чтобы в России было также. Чтобы там пациент, самый обычный, мог получить такое же лечение и, что не менее, а быть может даже более важно, человеческое отношение, как в этой клинике.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 16th, 2015 08:13 pm (UTC)
(Link)
Жаль только жить в эту пору прекрасную...
From:ardton
Date:March 16th, 2016 02:03 pm (UTC)
(Link)
Красивая история, про патриотизм только не очень понятно: Патриотизм -- это вроде бы желание сделать также хорошо и у себя в стране, нет? Т.есть желание сделать также у нас пропало?

P.S. Если чё непонятно, имейте в виду, что мне до инвалидной коляски тоже не очень далеко :)
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:March 17th, 2016 04:22 pm (UTC)
(Link)
Здесь - так же. Извините.
Powered by LiveJournal.com