?

Log in

No account? Create an account
Как-то в последнее время наболело - атипичный контрол-фрик
March 20th, 2016
01:58 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Как-то в последнее время наболело
Каждый день в мире умирает около ста пятидесяти тысяч человек.

Какие-то из этих смертей, возможно, разрушат весь ваш привычный мир. Какие-то потрясут. Какие-то расстроят на несколько минут. Какие-то оставят равнодушными. О большинстве из них вы, очевидно, никогда не узнаете. И это нормально. Невозможно было бы оплакивать каждого из 150 000 человек.

Если чья-то смерть вас так или иначе зацепила, возможно, вы замкнетесь в своем горе. А возможно, вам захочется о нем говорить, и говорить, и говорить. Или упомянуть одной строкой. Или сделать символический жест: сменить картинку на юзерпике, перечитать какую-то книгу, пересмотреть фильм, послушать песню, выпить одному или с друзьями - да что угодно, лишь бы помогло справиться, и, конечно, это будет что-то, что поможет лично вам, все люди разные, не существует какого-то универсального рецепта. И даже если вы не так, чтобы правда что-то почувствовали, но вам в эту секунду показалось, что какой-то символический жест это то, что дОлжно - ну и хорошо, ну и ладно.

Можно вспомнить годовщину. А можно не вспоминать - если вспоминать каждую годовщину, то вспоминать придется каждый день, по сто пятьдесят тысяч раз. Но можно про что-то вспоминать, а про что-то не вспоминать.

И еще есть домашние животные, кот, который 20 лет был членом твоей семьи, может быть ближе и дороже, чем незнакомый человек.

Но как же мерзко, как непередаваемо омерзительно гадко, когда начинают тыкать горюющих палочкой: " А что, ты тут правда что ли горюешь? Что ли вот по этому поводу? А почему именно так? А я вот не горюю. А мне кажется, что и тебе не надо. Мне вообще кажется, что так, как ты горюешь, горевать не надо, сделай это как-нибудь по-другому, а мы посмотрим, правильно ты погоревал в этот раз или лучше как было". Или начинают сравнивать, что вот, скажем, певца оплакивали три дня, а, например, ученого оплакать забыли, несправедливо, а ну-ка давайте по секундомеру всем поровну. А что это вы в честь одного самолета поменяли юзерпики, а в честь другого нет, как вам не стыдно. И поминая Васю не забудьте помянуть Петю, потому что иначе мне кажется неправильно. И вообще, вы сдурели что ли оплакивать писателя, книги которого лично мне не нравились. Вот от этого мне хочется орать в голос: "Сука-сука-сука, убей себя об стену", хотя я сама человек довольно черствый и незнакомые покойники меня расстраивают скорее редко. Я даже понимаю, как примерно работает это желание единообразия и слития в экстазе всех со всеми, для социальных зверей это, кажется, даже нормально. Но если уж считаешь себя человеком разумным, то со звериными инстинктами надо же иногда что-то делать. Какая-то минимальная эмпатия, какой-то базовый такт, какие-то элементарные представления о личных границах, вот это все.

По какому именно поводу и в какой именно форме горевать или не горевать - абсолютно личное дело, пожалуй, самое личное дело из всех. Тут можно или выразить соболезнование и сочувствие, или аккуратно промолчать. Молчание это вообще очень уместная реакция во многих случаях и это не так сложно, как может показаться.

Tags:

(32 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:bergtrold
Date:March 20th, 2016 11:25 am (UTC)
(Link)
Да, как-то так. Моралофагов фтопку.
[User Picture]
From:manikeeva
Date:March 20th, 2016 11:26 am (UTC)
(Link)
У меня на эту тему уже отболело. К сожалению, способность уважать личное пространство и жизненную позицию других людей есть не у всех. Врожденная интеллигентность - вообще редкость, а с воспитанием как повезет. Ко многим с возрастом приходит.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 20th, 2016 08:37 pm (UTC)
(Link)
Кстати да, действительно часто приходит с возрастом.
[User Picture]
From:sperans
Date:March 20th, 2016 11:34 am (UTC)
(Link)
Вот да.
[User Picture]
From:caldeye
Date:March 20th, 2016 01:32 pm (UTC)
(Link)
Да.
[User Picture]
From:peggy_s
Date:March 20th, 2016 01:56 pm (UTC)
(Link)
Угу.
Мне понравилось, как в Болгарии принято. То есть сперва я удивилась и даже немножко испугалась, на всех стенах-деревьях массово висят объявления "помним-скорбим". Потом, увидев, что даты смерти везде разные, выдохнула. И что-то в этом есть: хочет человек почтить память умершего (пусть десять лет назад умершего) - вешает объявление. И никто (надеюсь) не ходит к нему с вопросами.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 20th, 2016 08:35 pm (UTC)
(Link)
О, меня объявления в Болгарии тоже в первый момент испугали. Тем более, что не читая я подумала сначала, что это объявления о пропавших без вести. Честно говоря, плохо представляю, как у них это устроено. Надеюсь, что действительно захотел - повесил. Но может же быть и какая-то традиционная привязка к датам, и косые взгляды родни и соседей, если ты нужную дату пропустил.
[User Picture]
From:konj_v_paljto
Date:March 20th, 2016 02:10 pm (UTC)
(Link)
ППКС. Спасибо за очень хорошо сформулированный текст, утянул в фейсбученьку.
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:March 20th, 2016 02:13 pm (UTC)
(Link)
Совершенно аналогично.
[User Picture]
From:enola_hey
Date:March 20th, 2016 03:05 pm (UTC)
(Link)
У людей, которые тыкают, есть, похоже, градации горя - есть горе как личная беда (любимое животное, бабушка, етс.), а есть такое... социальное горе (самолет упал - помним, скорбим). И вот во втором случае люди считают. что это как бы не горе, а социальные игры, в которые можно поиграть всем. И каждый имеет право выражать свое мнение и диктовать, чо как делать и не делать. Соответственно такт и эмпатия тут для них менее применимы, чем в случае с тем, что они считают личной трагедией. Это типа как на митинг вместе сходить и сказать соседу "ровнее плакат держи".
[User Picture]
From:mbwolf
Date:March 20th, 2016 06:21 pm (UTC)
(Link)
Если бы "можно поиграть всем" - так нет, "нужно играть всем, причем по нашим правилам"!
[User Picture]
From:snezhny_bars
Date:March 20th, 2016 05:07 pm (UTC)
(Link)
а еще очень мерзко, когда "скорбящие" тыкают палочкой тех, кто не, с дурацкими вопросами от "а почему?" до "как ты смеешь?"...
увы, сеть слишком назойлива. и в ней проблемы не только с интеллигентностью и тактом, но и в принципе умением мыслить.

[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 20th, 2016 08:30 pm (UTC)
(Link)
Тоже да, но, честно говоря, я склонна проявлять несколько больше снисходительности к людям, находящимся в состоянии острого горя.
[User Picture]
From:_ksa
Date:March 20th, 2016 06:27 pm (UTC)
(Link)
тебя таки прорвало:)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 20th, 2016 08:31 pm (UTC)
(Link)
Угу. И странным образом даже без какого-то конкретного повода, просто по совокупности.
[User Picture]
From:nah_nah
Date:March 20th, 2016 07:37 pm (UTC)
(Link)
Прекрасно сказано.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 20th, 2016 08:31 pm (UTC)
(Link)
Спасибо
[User Picture]
From:mbwolf
Date:March 20th, 2016 09:29 pm (UTC)
(Link)
Да. Я не буду про смерть типа "врага", тут всякое мешается, но что заставляет в комментарии к совершенно нейтральному посту "сегодня Х лет как умер YZ", или даже, что особенно гнусно, "Сегодня умер YZ" спрашивать: " А это кто такой"?", "И что?" и тому подобное? Причем не от каких-то там злодеев, а от людей, считающих тебя пусть не другом, но френдом...
(это я только что, расставляя тэги, наткнулась на свой старый пост)
[User Picture]
From:ykkin
Date:March 21st, 2016 09:19 am (UTC)
(Link)
Гм, почему оскорбительно, если в поминальном (через год, два и больше) посте спросят "А кто это такой?" Если ты знаком с человеком не так давно, и он просто не знает о ком речь, то чем это оскорбительно? Мне кажется, что наоборот, тебе дают возможность вспомнить и поделиться воспоминаниями. Ведь тот кого поминают, только в них и живет.

Если же речь именно о пренебрежительной формулировке, то вопросов нет, понимаю.

Edited at 2016-03-21 09:21 am (UTC)
[User Picture]
From:suedpol
Date:March 21st, 2016 03:02 pm (UTC)
(Link)
"Какая-то минимальная эмпатия, какой-то базовый такт, какие-то элементарные представления о личных границах"- Лена, меня это очень расстраивает, но у части людей этого нет. Cовсем. И с возрастом не включается. И как раз они, как назло, часто обожают что-либо комментировать.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 21st, 2016 06:55 pm (UTC)
(Link)
Угу, даже в этот пост пришел человек с вопросом "ачотакова". Это все как-то очень печально.
Powered by LiveJournal.com