?

Log in

No account? Create an account
Продолжая говорить о неумении говорить. Не знаю, как другим… - атипичный контрол-фрик
March 26th, 2016
03:12 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Продолжая говорить о неумении говорить. Не знаю, как другим переводчикам, мне сложнее всего переводить людей, выступающих примерно так: "Я вам сегодня, в этот день, хочу рассказать, так сказать, поведать, о новой методике, которую мы, я хочу сказать, наш НИИ, разработал, методику, новую, о которой я хочу рассказать, сегодня, о методике, нашей разработанной новой, нашем, так сказать, ноу хау, которое мы разработали, новую, и эта методика, о которой я хочу рассказать, она новая..." Переводить это синхронно, все, как есть - слушатели подумают, что ты забыла язык, на который переводишь, переводить последовательно, выдавая только смысл - слушатели замечают, что рассказчик эмоционально о чем-то говорил пять минут, а ты уложилась в несколько слов, и думают, что ты пропустила часть рассказа, возможно, важную - не может же быть, чтобы все это время и так эмоционально, с жестами, человек говорил ни о чем. А человек может, и дольше, полчаса промусолит какую-то одну мысль, а до сути так и не дойдет. Но вот что я сейчас думаю: и русские, и немцы, с которыми я работаю, все не профессиональные говоруны. Совсем нет. Но среди русских тех, кто говорит вот так - чуть ли не каждый второй. Это может быть умный человек, хороший специалист, милый и приятный, но на то, чтобы извлечь из него информацию о том, что же именно он имел в виду, уходит несколько часов и километр нервов. И их, таких - толпы. Массовая эпидемия какая-то. А вот среди немцев я таких не помню ни одного. Это не значит, что их нет совсем, но лично я за все время не сталкивалась. Они могут говорить слишком быстро, невнятно, на диалекте, злоупотреблять профессиональным жаргоном, из лучших побуждений делать специально для меня паузы, увы, в самых неподходящих местах: "Почему Элена молчит? - Она ждет глагола" - реальный диалог на одной из встреч), они могут даже отвечать не на тот вопрос, который им задали, а на тот, который им кажется, им хотели задать, но вот чтобы немец начав говорить запутался в трех словах, я не помню. Ни разу.
Я это связываю с жесткой конструкцией самого немецкого предложения - там не представляя себе заранее всю фразу, которую собираешься произнести, лучше рот вообще не открывать. Или говори четко, или не говори никак. (Я вас умоляю, не рассказывайте мне байку про переводчика и nicht в конце предложения, я ее знаю и она мне кажется довольно странной по целому ряду пунктов). Напрашивается множество выводов, но я не уверена в их правильности.

Tags: ,

(35 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:katevnik
Date:March 26th, 2016 12:15 pm (UTC)
(Link)
про "ждёт глагола" - гениально %)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 07:51 pm (UTC)
(Link)
Ну вы же понимаете :)
[User Picture]
From:enola_hey
Date:March 26th, 2016 01:44 pm (UTC)
(Link)
О господи, да это же папа Усова! )))))
Я когда-то к матушке своей прибежала с вытаращенными от шока глазами проораться на тему "ты не представляешь, как он говорит!"

Но я для себя людей с такой манерой выражать свои мысли отнесла в категорию "околочиновичий загон" - люди, которые имеют какое-то отношение или являются чиновниками, которым по работе нужно много, нудно, тупо говорить ниачом в ответ на конкретные неприятные вопросы.

Edited at 2016-03-26 01:45 pm (UTC)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 07:47 pm (UTC)
(Link)
Да, возможно, это связано с чиновничьим языком - такая манера строить предложение обычно сочетается со злоупотреблением канцеляритом. Насчет прибежать к матушке - понимаю!
[User Picture]
From:welsh_rabbit
Date:March 26th, 2016 01:53 pm (UTC)
(Link)
Абсолютно согласна, аналогично и в английском не скажешь подлежащее с огромным набором всяких определений и обстоятельств, зажевав сказуемое вообще, просто не получится так.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 07:42 pm (UTC)
(Link)
В немецком еще строже :)
[User Picture]
From:caldeye
Date:March 26th, 2016 02:18 pm (UTC)
(Link)
мне иногда кажется, что в России просто с рабочей алкогольдегидрогеназой плохо.
Пьют ненамного больше, чем в Германии, а последствия для мозга гораздо страшнее.
Не верю, чтобы дело было только в структуре языка, без участия генетики и социальных факторов.

p.s. почему-то именно в вашем журнале мой коммент вместо первого уровня регулярно оказывается на втором, ответом кому-то из комментаторов. То есть понятно, что всё равно это моя невнимательность и тыканье мимо кнопок на планшете, но у вас это со мной случалось уже раза четыре. Почти в тему поста:(

[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 07:41 pm (UTC)
(Link)
Насчет комментариев, честно говоря, не замечала.
А что касается алкоголя - не знаю. Я вот еще обращаю внимание, насколько хуже русские мужчины выглядят, чем немцы того же возраста. Когда сидишь в переговорной, это очень бросается в глаза. Но это, опять же, может объясняться и тем, что среди русских мужчин и не принято следить за внешностью.
[User Picture]
From:zdraste_nafig
Date:March 26th, 2016 05:12 pm (UTC)
(Link)
Я связываю это с тем, что немцев прицельно учат говорить практически на каждом этапе обучения. Их учат делать презентации, дискутировать, им объясняют структуру публичного выступления везде, начиная с гимназии и заканчивая разными курсами по Weiterbildung, умение говорить у них такая же сама собой разумеющаяся фишка, как в Советском союзе производственная гимнастика. А у нас человек может хорошо говорить либо если случайно такой уродился, либо если вдруг осознал, что с речью у него напряг, и приложил кучу усилий, чтобы это исправить.
Хотя, возможно, я идеализирую немцев.
[User Picture]
From:test_na_trzvst
Date:March 26th, 2016 05:51 pm (UTC)
(Link)
да, в России практически говорить не учат. все ораторские навыки сводятся к "кто ясно мыслит, тот ясно излагает", написанному на стене в углу классной комнаты, и к "отвечай полными предложениями" в начальной школе.
[User Picture]
From:test_na_trzvst
Date:March 26th, 2016 05:51 pm (UTC)
(Link)
португальцы россиянам дадут сто очков вперёд. эти могут разливаться часами, не сказав ни слова по делу.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 07:38 pm (UTC)
(Link)
Интересный образ португальца складывается по вашим рассказам - такие как бы россияне, но помноженные на 10 :)
[User Picture]
From:mbwolf
Date:March 26th, 2016 08:26 pm (UTC)
(Link)
Поспорю с caldeye. Думаю, тут дело не в алкогольдегидрогеназе, по крайней мере если дело идет о европейской части России. Просто школа наша, за редким исключением "спецшкол" явных или неявных, в принципе не учит выражать свои мысли. Она учит выражать мысли тов. Белинского сотоварищи (и тех, кто пришел им на смену), но написать краткий осмысленный текст мы можем либо среди своих (когда точно не побьют и попытаются понять!), либо согласно инструкции.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 09:40 pm (UTC)
(Link)
Я уже написала выше - я не знаю, в какой степени и как учат выражать мысли немцев. Опять же, на совещании в общем-то не так много мыслей, которые прямо так уж надо выражать. Но да, нормально говорить у нас совсем не учат.
[User Picture]
From:sichan
Date:March 26th, 2016 08:55 pm (UTC)
(Link)
да! да!
я однажды переводила переговоры родного папеньки с датскими коллегами.
и папенька мой изъяснялся "от адама".
я пыталась переводить синхронно. датчане ни черта не поняли.
я пыталась переводить суть. датчане не понимали, почему папенька еще говорит, а я уже все сказала.
потом я папеньке вставила, ох, вставила.
"не можешь сказать коротко - не говори вообще, не путай народ", - злобно выговаривала я ему вечером в гостинице.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 26th, 2016 09:43 pm (UTC)
(Link)
Папеньке хоть высказать можно...
[User Picture]
From:zdraste_nafig
Date:March 27th, 2016 09:51 am (UTC)
(Link)
Мне ещё как-то американская девица рассказывала, что у них с детского сада учат говорить на публике. По понедельникам дети обязательно садятся в круг и по очереди рскказывают всей группе о своём самом ярком впечатлении за выходные. По словам знакомой, дети каждый раз ждут этого выступления, обсуждают накануне с родителями, что сказать.
Powered by LiveJournal.com