?

Log in

No account? Create an account
И все-таки, по поводу взаимоотношений между учеником и… - атипичный контрол-фрик
April 5th, 2017
08:12 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
И все-таки, по поводу взаимоотношений между учеником и преподавателем.

Я искренне убеждена, что идеального, подходящего всем и каждому преподавателя, также, как и идеальной, подходящей всем методики, не существует. Слишком разные сами ученики, слишком разные возможности и запросы. Просто представьте себе, с одной стороны у нас человек с лингвистическим образованием, уже свободно говорящий на паре языков, к тому же, разбирающийся в теории, учит третий-четвертый-и так далее язык для собственного удовольствия, никуда не торопясь. С другой - технарь, которому и этот конкретный язык, и все остальные языки мира до одного места, но на работе обещали каких-нибудь плюшек, если заговорит за полгода. Нет, в принципе, можно и этих двоих учить одинаково, и даже в одной группе, но будет ли им от этого польза и удовольствие? Опять же, преподаватели тоже живые люди, у них разный темперамент, разный стиль общения, разные представления о прекрасном, жизненный опыт и специализация. Кому-то в радость натаскивать людей на сдачу экзаменов, кому-то - заниматься с детьми, кому-то - неспешно заниматься языком с теми, кому он хобби. И все это абсолютно нормально и имеет полное право на существование. Соответственно, у всех есть шанс найти именно то, что подходит именно тебе, и если преподаватель и ученик не сошлись, это не значит, что кто-то из них плох, просто не сошлись.

Из этого следует, что, да, безусловно, о чем-то можно и нужно договариваться с тем преподавателем, который есть - попросить еще раз или более подробно объяснить тему, назвать конкретные темы, на которые вы хотели бы научиться говорить, что-то еще. Но если вам приходится постоянно перетягивать одеяло, не устраивает темп, не устраивает подача материала - не один раз, а вообще, если вы регулярно выходите с занятия с ощущением "я тупайя", имеет смысл задуматься о том, чтобы поискать другого преподавателя. Причем такие вещи обычно чувствуются довольно рано, и на мой взгляд лучше не ждать, пока стерпится-слюбится. Если каждое занятие превращается в выяснение отношений, или вы его высиживаете сжав зубы, или после каждого занятия вам кажется, что преподаватель вам рассказал что-то не то, и лучше перепроверить по другим источникам, очень вряд ли от этого будет так уж много толку. Если вы не разочаруетесь в процессе совсем, то рано или поздно попадете к новому преподавателю, с совершенно другим подходом и системой обучения, и он будет хвататься за голову и говорить: "Боже, да чему же вас такому учили? Тут только начинать все заново". Оно вам надо?

В идеале для этого существуют пробные занятия, на которых не столько занимаются, сколько обсуждают - какие цели, какие пожелания, что считаем важным, что любим - не любим, сколько хотим - можем заниматься самостоятельно / сколько рассчитываем - готовы давать домашних заданий и т.п. И просто смотрят друг на друга и показывают себя. Если пробное занятие не понравилось - совершенно нормально отказаться от продолжения. Единственное - вот прямо очень круто, когда ученик находит в себе силы сообщить, что он не будет заниматься, прямым текстом, а не молча исчезает с радаров. Я понимаю, что это бывает неловко, и неудобно, и я так не могу, но преподаватель же под вас пару недель держит время в расписании, пока не поймет, что ага, тут ждать нечего.

Хм, пожалуй, пояснение: рассуждения вызваны тем, что я сегодня в очередной раз пришла к выводу: "Тут проще начать с начала, чем пытаться заткнуть дыры", одновременно понимая, что у моего предшественника наверняка была система, и наверняка в принципе эта система работает, просто я воткнулась куда-то в середину, и не понимаю, чему учили, чему не учили, что не так объяснили, что сама ученица забыла или перепутала. Говорят, все, кто что-то ремонтирует - будь то сантехники, автомеханики или компьютерщики, непременно ругают всех своих предшественников: "Да кто ж так делает". Вот я это как-то очень хорошо понимаю.

Tags: ,

(26 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:annato_s
Date:April 5th, 2017 05:33 pm (UTC)
(Link)
Я даже скажу - любая переделка под свои нужды/вкусы/потребности гораздо затратнее по всем статьям, чем создание с пустого места - хоть в строительстве, хоть в шитье или вязании. Получается, что и преподавание - не исключение)))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 5th, 2017 07:48 pm (UTC)
(Link)
Да, как-то так :)
[User Picture]
From:suedpol
Date:April 6th, 2017 05:18 am (UTC)
(Link)
Cогласна. И ученик, и преподаватель должны вовремя осознавать, что что-то идет не так, а не мучать дохлую лошадь. (Тут могло быть много примеров, ограничусь одним: одна ученица пришла ко мне с языковых курсов, где на втором занятии взяли текст из середины учебника и предложили читать и переводить самостоятельно в рамках занятия со словами: ну, в немецком языке же очень легкие правила чтения.)
И отдельно хочу сказать про готовые переводы, которые меня пару раз просили "подкорректировать". Иногда их просто надо полностью заново перевести.
А еще интереснее работать с учениками, которые до этого начинали учить один и тот же язык 3-4 раза с разными преподавателями. Веселье иногда просто умопомрачительное.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 6th, 2017 09:34 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, преподавателю прекратить такие отношения сложнее, по крайней мере так, чтобы это не было обидно для ученика. Все-таки что ни говори, это будет восприниматься как "у вас не получается".
Переводы даааа, практически всегда их проще перевести заново, чем исправить.
[User Picture]
From:suedpol
Date:April 7th, 2017 09:10 am (UTC)
(Link)
Да, ты права. В разы сложнее.
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 6th, 2017 11:38 pm (UTC)
(Link)
С другой - технарь, которому и этот конкретный язык, и все остальные языки мира до одного места

Одно слово тут явно не то :)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 9th, 2017 06:05 pm (UTC)
(Link)
Какое слово? %)
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 9th, 2017 10:01 pm (UTC)
(Link)
Троллина :))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 09:33 am (UTC)
(Link)
Я честно не понимаю, что ты хотела сказать %)
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 10th, 2017 09:38 am (UTC)
(Link)
Ну почему, почему опять наезд партикулярно на технарей?..

Йоу, мамми, йоу, миска моя пуста, пусть тогда будет каской.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 10:00 am (UTC)
(Link)
Во-первых, это достаточно стандартное противопоставление: технари - гуманитарии. Во-вторых, что поделаешь, если я работаю с десятками русскоязычных инженеров, из них не косноязычных мне попадалось... ну может быть два. Я имею в виду именно тех людей, с которыми я работала и работаю. В третьих, у меня был такой ученик - немецкий нужен по работе, а так не нравится и вообще языки не интересны. Угадай, кем он был по профессии.
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 10th, 2017 10:52 am (UTC)
(Link)
Мало ли стандартных глупых стереотипов гуляет по миру - что ж теперь, все за истину принимать :)

Можно подумать, одноязычных гуманитариев кто-то массово зовёт на работу за границу - кому они там нужны-то.

Естественно. Все компутерщики вообще как минимум двуязычны, программные коды пишутся на неизвестных нам с тобой языках :)) В этом-то и состоит их изначальная профессиональная ценность - зная немецкий на уровне "адын кофе и адын булочка", в профессии человек всё равно останется виртуозом, если изначально был :)) он не на том языке работает :))

А уж знала б ты, насколько технарскими по сути являются как профессия лингвиста, так и твой собственный образовательный метод! До меня ошмётки долетают - уже видно, со стороны-то :))

Люблю-целую, убегаю до вечера :)

Edited at 2017-04-10 10:54 am (UTC)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 10:56 am (UTC)
(Link)
Я знаю, что изучение языка полностью повязно на логическое мышление, поверь мне :)

И я искренне не понимаю, почему тебя так это зацепило, я привела две ситуации из миллиона возможных, и даже не назвала конкретную профессию, просто "технарь" как "человек без лингвистического образования с другими интересами".

Edited at 2017-04-10 11:00 am (UTC)
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 10th, 2017 11:04 am (UTC)
(Link)
Потому что у меня кнопка - точность формулировок. А "человек без лингвистического образования с другими интересами" совершенно не однозначно будет технарём даже по профессии, но говоря уж о складе ума :)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 11:14 am (UTC)
(Link)
А я не говорила, что это какая-то единственно возможная ситуация. Разных вариантов может быть сколько угодно. Скажем, технарь, изучающий язык с отвращением, потому что надо по работе, и технарь, изучающий язык для собственного удовольствия - две огромные разницы. И у двух людей с одинаковым образованием и одинаковой причиной учить язык могут быть совершенно разные способности, причем не на уровне у одного есть, у другого нет, а, например, у одного хорошая память, но плохо подвешенный язык, у другого наоборот, или хорошо то и другое, но адское произношение. А у двух лингвистов может быть разный набор уже изученных языков, и это тоже будет сильно фонить. Среди миллиона возможных ситуаций почему я не имею права в качестве примера, повышающего наглядность, использовать именно расклад "технарь, учит язык по работе"?
Я повторюсь: это не противопоставление черного и белого, это два из миллиона возможных раскладов. Достаточно отличающиеся, чтобы быть наглядными, но не уходящие в дебри "у одного айкью 200, у другого - на нижней границы нормы, а также частичная глухота, заикание и дислексия"
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 10th, 2017 11:19 am (UTC)
(Link)
Да просто скажи ты вместо "технарь" - "человек" - и всё звучало бы ровно так же, а кнопка моя многострадальная осталась бы в покое :)))

Йоу, мамми, йоу, каска моя, нет от тебя проку, сяду в тебя и поеду нафиг, будешь салазками :))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 02:57 pm (UTC)
(Link)
А если бы я написала: "Маша, лингвист" и "Вася, инженер", тебя бы это возбудило еще сильнее, и ты бы мне стала рассказывать о том, что не все Маши - лингвисты и не все Васи - инженеры?
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 10th, 2017 09:27 pm (UTC)
(Link)
М-да. Я, канеш, в полемике тоже люблю утрировать с доведением до абсурда... ок, понял. Для тебя эти случаи идентичны. Как бы это ещё запомнить-то :))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 09:42 pm (UTC)
(Link)
Да, для меня "например, лингвист", "например, технарь", "например, врач", "например, юрист" и так далее - идентично "например, Александра, лингвист", "например, Алексей, технарь", "например, Евгений, врач", "например, Алена, дизайнер". Потому что я в принципе могу для примера того, что все ученики разные и каждый конкретный случай уникален, взять любых двух из них - они все очень разные. Я не противопоставляю именно лингвиста и технаря, как физика и лирика, я выдернула два произвольных примера из ряда возможных, я не знаю, как до тебя это донести. И я их противопоставляю не набором качеств, а отдельными пунктами, каждым индивидуально, т.к. они никогда не идут вот так комплектом. И каждое противопоставление не "черное-белое", а два из ряда возможных.
Человек с гуманитарным образованием точно так же может учить язык из-под палки, потому что обстоятельства так сложились. Человек с техническим образованием может учить язык в качестве хобби. Это не связанные признаки. Но да, человек с техническим образованием отличается от дизайнера, а дизайнер отличается от врача. Поэтому когда я говорю "например, технарь", я имею в виду "человек с нелингвистическим образованием, например, с техническим". Не просто с не лингвистическим, а именно с техническим. Но да, например. Если бы я написала не "например, технарь", а "например, врач", тебя бы это не зацепило?
[User Picture]
From:prividenie_ja
Date:April 10th, 2017 10:45 pm (UTC)
(Link)
Я не об этой идентичности, а о моих "придирках" - настоящих и предполагаемых.
Ладно, я таки понял, это настолько чуждые тебе тараканы, что ты их не то что сходу не ловишь - даже от плинтусов не отличаешь, а я всё впихиваю. Закрыли тему.
[User Picture]
From:peggy_s
Date:April 9th, 2017 02:57 pm (UTC)
(Link)
Только как же это сложно - уходить в состоянии "я тупайя". Ведь кажется, что наоборот - очень повезло, нашелся человек, который с тобой возится, невзирая на недостатки. Чтобы поверить, что это такой вариант "не сошлись характерами" надо луженую самооценку иметь
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 9th, 2017 06:09 pm (UTC)
(Link)
Ты знаешь, это сложный момент. Потому что, конечно же, тупые ученики тоже бывают. Или совершенно не тупые по жизни, но без способностей именно к языкам. И да, с таким учеником не каждый возьмется заниматься, потому что это тяжело. Я для себя вывела формулировку, что разница между занятиями со способным и неспособным учеником - как между уходом за младенцем и за стариком. Действия могут быть те же самые, но психологически воспринимается совершенно по-разному. Но тем не менее, у меня есть смутное ощущение, что если ученик раз за разом выходит с урока с ощущением "я тупой, преподаватель занимается со мной из милости", это попахивает обьюзом.
[User Picture]
From:peggy_s
Date:April 10th, 2017 10:34 am (UTC)
(Link)
Ну вот я только к своим почти сорока научилась четко опознавать типаж людей, с которыми мне нельзя работать. Я буду чувствовать себя тупайей (даже если что-то получается, то все время кажется что не то, не так, недостаточно) и им, насколько я понимаю, тоже очень неудобно. При этом все окружающие считают их милыми, добрыми, веждивыми и отличными преподавателями, и другие у них научаются прекрасно, а вот именно в моем случае такая засада случается. Что-то с этим делать я так и не научилась, только избегать (что сложно, потому что такие люди часто идут в преподаватели)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 10th, 2017 11:02 am (UTC)
(Link)
А ты можешь как-то описать такого человека? Скажем, на каких словах и поступках звенит звоночек? Или чисто интуитивно?
[User Picture]
From:_eihwaz_
Date:September 7th, 2017 01:17 pm (UTC)
(Link)
ой, а ежели я все понимаю в объяснениях, но пока каждую новую конструкцию не повторю 100500 раз, то не могу её запомнить - это про учителя или это я - тупайя? а тоу меня сейчас ощущение, что у меня целый ящик крутых инстументов, но про часть я вообще не помню, как использовать, часть использую неправильно, но какие-то уже буквально залоснились и затупились от того, как часто я их во все жизненные ситуации пихаю...
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:September 7th, 2017 01:26 pm (UTC)
(Link)
То, что после даже самого понятного объяснения конструкцию надо повторить 100500 раз, чтобы она хорошо усвоилась, это не об учителе и не об ученике, это об особенностях человеческого мышления. Так - у всех, и по-другому по большому счету не бывает. То есть, разумеется, кому-то может потребоваться всего 100400 раз, а кому-то - 100600, но общий принцип у всех один и тот же. Удивительно, сколько людей считает это своей индивидуальной особенностью, при том, что это как раз норма, и не только при изучении языка, а всегда и во всем.
Если преподаватель слишком упирает на объяснения, не выделяя достаточного времени для практики или не обеспечивая нужного количества упражнений, это к преподавателю. Если ученик не делает домашние задания, потому что "ну а что тут делать, я же уже все и так понял", это к ученику. Но в целом это просто данность. Если бы можно было обойтись одними объяснениями, без 100500 повторов, мы могли бы учиться чему угодно за пару дней.
Powered by LiveJournal.com