?

Log in

No account? Create an account
Для изучения языков сейчас существует множество разных методик и, в… - атипичный контрол-фрик
July 7th, 2017
02:45 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Для изучения языков сейчас существует множество разных методик и, в добавку к ним, еще и приспособлений разной степени полезности, но, на мой взгляд, как ты ни изворачивайся, все равно рано или поздно человек упирается в необходимость просто сесть и выучить что-то. Вызубрить. И в этот момент многие заявляют: "Я не умею зубрить". И, разумеется, просят посоветовать что-нибудь, чтобы зубрить все-таки было не надо. И вот тут мне правда сложно что-то советовать: с одной стороны, у меня хорошая память, так что зубрить мне нужно не так уж часто, с другой, если все-таки надо, у меня с этим нет никаких особых проблем. Раз надо, значит, садишься и учишь.

Разумеется, это вопрос мотивации. Думаю, если бы человеку сказали: "Не выучишь эти 15 слов - на рассвете тебя расстреляют", он бы не стал рассказывать, как он с детства не умел зубрить. Но в реальной жизни смоделировать такую ситуацию довольно сложно. В принципе, раз уж взрослый человек взялся учить язык, значит, у него есть на то какие-то причины, если эти причины оказываются недостаточными для того, чтобы засадить себя за учебу - кто и что может с этим сделать?

Дэн Ариэли в лекциях об иррациональном поведении, насколько я помню, рассказывал о поощрении себя непосредственно после выполнения чего-то неприятного. Т.е. мотивация "мне необходим язык для работы" это хорошо и здорово, но для того, чтобы сделать упражнения прямо сейчас, недостаточно. А вот мотивация "как только я сделаю упражнения, я посмотрю серию любимого сериала / съем кусок торта / поиграю в таймкиллер, а до того, как сделаю, ни-ни" - это да, это в самый раз.

Я слышала о всяких приложениях, в которых за выученные слова полагаются очки, так что ты как бы не учишь слова, а играешь. Можно еще соревноваться с другими такими же. Для меня это было бы чудовищной антимотивацией - я ненавижу соревноваться, но для многих именно это работает. То есть, опять же, "объективно необходимо в связи с конкретными обстоятельствами" - не работает, а вот набрать больше очков, чем у Васи - это да, это важно.

Об очень занятной штуке в лекции об изучении иностранных языков рассказывает Ася Казанцева: информация лучше запоминается, если в процессе ее заучивания заниматься какой-то физической деятельностью - в эксперименте подопытные крутили педали на велотренажере. Можно прыгать на месте, делать зарядку. Интересно, я хорошо помню, что когда я еще в школе готовилась к урокам, я часто ходила туда-сюда по комнате или подбрасывала в руке теннисный мячки, видимо, я к этому способу пришла интуитивно.

Есть еще всякие методики с ассоциациями, представлять себе что-то в хорошо знакомом месте, представлять себе что-то определенного цвета - тут я искренне плохо представляю, как это работает, мне кажется, у меня с моим отсутствующим пространственным мышлением больше ресурса уходило на попытки представить себе это хорошо знакомое место, чем на запоминание как таковое.

А какие еще методики упростить зубрежку, превратить ее в что-то другое или мотивировать себя вы знаете? Или те же приложения - кто-то может назвать конкретные, опробованные и хорошо работающие?

Tags: ,

(27 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:welsh_rabbit
Date:July 7th, 2017 12:23 pm (UTC)
(Link)
Согласна, в какой бы развлекательной форме все не подавалось, все равно иногда нужно сесть и разобраться, что-то выписать, чтобы для себя структурировать, что-то сесть и выучить, иначе толку не будет.
Интересно насчет движения, я в детстве закрепляла тетрадь на стене и частенько учила топики или слова во время мытья посуды, интересно, это считается движением?
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:35 am (UTC)
(Link)
Думаю, да, считается, просто потому что механическая память накладывается. Вообще такой метод надо рекламировать: учить язык за домашней работой :)
[User Picture]
From:irinalk89
Date:July 7th, 2017 12:47 pm (UTC)
(Link)
Я хорошо запоминаю текст, звучащий под классическую музыку. Если поставить громко музыку и под нее запись текста, то легко потом могу воспроизводить хоть куски прозы наизусть, не то что слова. И да, кстати, учить слова помогает изучение их прям с текстом - фраза из диалога или абзац прозы. Может, я извращенка какая ))
[User Picture]
From:irinalk89
Date:July 7th, 2017 06:01 pm (UTC)
(Link)
Еще, кстати, старый школьный рефлекс: в метро под стук колес могу выучить вообще что угодно.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:36 am (UTC)
(Link)
Ух ты, под музыку это вообще интересно, никогда о таком не слышала.
С фразами из текста да, это считается более рациональным подходом, потому что слово же надо не просто помнить само по себе, но и уметь использовать во фразе.
[User Picture]
From:furry
Date:July 7th, 2017 01:03 pm (UTC)
(Link)
Мне, честно говоря, кажется один раз в жизни приходилось что-то именно зубрить - именно запомнить, безо всякой логики, какой-то короткий список фамилий, так что опыта у меня мало. Но я тут занималась по pimsleur french - и очень впечатлилась, как они умудряются впечатать в голову базовые разговорные навыки - у меня какие-то реплики стали отлетать от зубов на автомате, именно как в родном языке - я перестала думать "как это сказать" - а выпаливала быстрее, чем задумывалась. При этом ничего именно нового я на первом уровне не узнала - я знала все эти слова и выражения, и могла их сказать и написать, если мне дать подумать.

[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:37 am (UTC)
(Link)
Это такое приложение?
[User Picture]
From:irinalk89
Date:July 8th, 2017 01:17 pm (UTC)
(Link)
Учила по Pimsleur польский - вообще отлично. Для тупистических поездок то, что надо, правда, потом надо переходить на что-то более серьезное.
[User Picture]
From:dinasty
Date:July 7th, 2017 06:30 pm (UTC)
(Link)
У меня зрительная память очень хорошая, мне написанное легче вспомнить, чем услышанное. Причем до того, что вспоминая нужный кусок текста, я сначала вспоминаю, где именно на странице он располагался, и уже оттуда потом "считываю" - на экзаменах в универе очень помогало.

А конкретно слова было легче учить в контексте. Списком - почти бесполезно, в одно ухо влетело, из другого тут же вылетело. А вот если составить хотя бы по три-четыре-пять разных предложений с каждым словом, то тут уже никуда не денешься, запомнишь.
Я в английском новые слова практически только из контекста узнаю. То есть, услышишь что-то несколько раз, примерно уже представишь, что оно может значить, потом при случае проверишь по словарю, и дальше сама. А если начать со словаря, минуя контекст, то в следующий раз - все равно как новое.
[User Picture]
From:dinasty
Date:July 7th, 2017 06:31 pm (UTC)
(Link)
Пыталась, кстати, когда-то слова по карточкам учить, бросила сразу же, было ужасно скучно и бессмысленно.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:39 am (UTC)
(Link)
Я тоже сейчас учу слова в основном из контекста, но это получается только с какого-то достаточно высокого уровня, ведь для этого нужно понимать сам контекст. А проблемы вида "я не умею зубрить" обычно возникают на самых первых занятиях, потом человек или приспосабливается как-то, или решает, что это все не его, и перестает заниматься.
Составьте предложения с новыми словами - наше все :)
[User Picture]
From:eiternessel
Date:July 11th, 2017 05:37 am (UTC)
(Link)

Готова подписаться под каждым словом:).

Еще вспомнились университетские "гармошки": когда пишешь слова в столбик, потом переводишь, потом загибаешь или закрываешь первый столбец и делаешь обратный перевод и т.д., пока ум за разум не зайдет...

Но выученное таким макаром все-таки быстро испарилось из головы.

[User Picture]
From:tolstolapixa
Date:July 7th, 2017 07:56 pm (UTC)
(Link)
Я других методиков не знаю, но соревноваться люблю, агаааа. :-) Правда, больше с самой собой, чем с другими.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:40 am (UTC)
(Link)
Сегодня выучу на три слова больше, чем вчера? :)
[User Picture]
From:tolstolapixa
Date:July 8th, 2017 12:12 pm (UTC)
(Link)
Ага... Главное - не слишком увлекаться! 😂
[User Picture]
From:kusu_damka
Date:July 7th, 2017 09:36 pm (UTC)
(Link)
Мне очень помогают карточки в процессе запоминания слов: на одной стороне слово пишу, а на другой перевод. Просто перебираю, сортирую, откладываю штук 10-20 в карман и беру на прогулку иногда, откладываю те, что уже выучила, но потом иногда к ним возвращаюсь, пересматриваю. Главное, в них потом не утонуть:) их становится много, и они занимают место. Но для меня это реально работает.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:41 am (UTC)
(Link)
Интересно, как один и тот же метод может оказаться самым подходящим для одного человека, и совсем не работать для другого. Видимо, нужно пробовать все и смотреть на результаты.
From:abienscumvento
Date:July 8th, 2017 05:15 am (UTC)
(Link)
Сочинить бредовый рассказик с необходимыми словами.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:42 am (UTC)
(Link)
Недостаток метода в том, что кроме слов людям приходится зубрить и грамматику :)
From:abienscumvento
Date:July 8th, 2017 01:12 pm (UTC)
(Link)
В зависимости от необходимости изменится только уровень бредовости: все персонажи заговорят либо упрощенно, либо наоборот с использованием необходимых конструкций.
[User Picture]
From:unicorna_mira
Date:July 8th, 2017 08:00 am (UTC)
(Link)
мне помогает метод ежедневного повторения ( обычно в игровой форме) и метод ассоциаций
Для английских слов - игры в лингвалео + читаю книги там же, а непонятные слова сразу отрабатываю
Для немецких - составление предложений в дуолингво
Для японских zkanji словарь для слов ( там несколько вариантов тестов) на компьютере и jkanji для заучивания иероглифов ( порядок черт, чтение)
Для чтения японских иерроглифов помогает метод ассоциаций кстати.
Что русскому гора, то японцу яма ( иероглиф гора читается как яма)))
Или что русскому кабан, то японцу ранец и тд.
Ну или для английского "покупатель он кусты меряет и потом покупает ( customer)))"
С немецким сложнее, там ассоциации мне лично сложно придумать
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 8th, 2017 10:46 am (UTC)
(Link)
Очень впечатлило, что ежедневное повторение это отдельный метод, я-то думала, что это просто неотъемлемая часть учебы.
Кому-то дуо помогает учить немецкий, с ума сойти. Я пробовала пройти там один урок, чтобы знать, рекомендовать его ученикам или нет, и мне оно показалось очень плохим.
[User Picture]
From:unicorna_mira
Date:July 9th, 2017 11:58 am (UTC)
(Link)
На самом деле многие ученики не догадываются, что ежедневное повторение это реально отдельный метод. Именно повторение, а не обучение новому. Они приходят на занятие и удивляются что ничего не помнят.
Мне дуолингво не помогает учить, он помогает не забывать хотя бы те крохи, что я знаю))))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 9th, 2017 08:31 pm (UTC)
(Link)
Да, вы абсолютно правы, пожалуй, буду отдельно проговаривать для учеников, что повторять все нужно хотя бы 15 минут, но каждый день. Когда что-то кажется очевидным для себя, забываешь, что у других людей нет такого опыта. Спасибо :)
[User Picture]
From:list_of_ships
Date:July 9th, 2017 07:55 pm (UTC)
(Link)
Для начального набора слов ( первые 2-3 тысячи) - электронные карточки с картинками. Для этого пользуюсь платным сервисом Babbel.com. Они уже имеют заготовленные наборы карточек (с озвучкой, что для меня очень важно) по темам.
Когда уже более продвинутый уровень или мне надо выписывать и составлять карточки самой, то перехожу на бесплатный сервисе quizlet.com. У них кроме обычных "переворачиваний" карточек есть еще опция игр с заданными словами.
А еще для рабочей лексики веду обыкновенный ежедневник. Только слова + обьяснения, которые я узнала, например, сегодня 09.07, записываю на месяц вперед, т.е. на 09.08. Через месяц невольно наталкиваюсь на это слова и проверяю, помню ли я их.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:July 9th, 2017 08:32 pm (UTC)
(Link)
О, с ежедневником это очень крутая идея, спасибо!
[User Picture]
From:eiternessel
Date:July 11th, 2017 06:08 am (UTC)
(Link)

Я лучше всего запоминаю записанную информацию. Чтобы крепче запомнить, надо несколько раз и по-разному записать, как-то систематизировать, нарисовать схемы, таблицы, карикатуры даже)... Если речь идет о спряжениях глагола или склонениях существительных, например, мне надо по двадцать раз письменно просклонять и проспрягать)). Когда учила в универе латынь, у меня за год скопилась гора тетрадок с такими упражнениями. Зато помню латынь до сих пор.

А вот с поощрениями за выученное дело сложнее. Мне это всегда помогало. А ученица, например, жаловалась, что выученное держится в голове только до получения "приза":(.

Powered by LiveJournal.com