?

Log in

No account? Create an account
Думаю о том, что жизнь несправедлива, и о том, что изначально сильные… - атипичный контрол-фрик
November 25th, 2017
01:34 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Думаю о том, что жизнь несправедлива, и о том, что изначально сильные ученики неизбежно получают от преподавателя больше, и становятся еще сильнее, а слабые получают меньше, и остаются слабыми. Даже на индивидуальных занятиях, если не поджимают сроки, совершенно отдельно от того, кто там любимчик, а кто наоборот.

Новый материал понят с первого объяснения? Отлично, а кстати, вот еще несколько нюансов, а вот занятный факт, а вот интересный пример - это все не то, чтобы обязательно влияет на усвоение именно этой темы, но помогает лучше понять устройство языка в целом, его логику, и, вероятно, следующая тема будет понята еще легче. Бьемся над новой темой третий урок подряд, а ученик все равно путается? Какие уж тут нюансы, удалось заучить базовое правило, и на том спасибо. Ну то есть, просто чтобы не забивать человеку голову необязательной информацией, когда ему и с обязательной сложно.

Сделали все запланированные на сегодня упражнения, а до конца урока еще 10 минут? Прекрасно, вот еще парочка дополнительных упражнений, или, например, давайте повторим пройденное, или освежим в памяти что-то из старого, или, может быть, позанимаемся произношением. Урок закончился, а мы не успели сделать пару запланированных упражнений? Ну и ладно, основное я уже объяснила, вот вам домашнее задание, сами там еще позанимайтесь.

Простыми конструкциями получается говорить правильно и понятно? Здорово, вот вам еще интересная конструкция, а вот хорошее выражение, оно украсит вашу речь, а вот тут мы немного забегаем вперед, но вообще можно сказать вот так. В предложении из трех слов пять ошибок? Я вас умоляю, не забегайте вперед, говорите самыми примитивными предложениями, лучше просто и понятно, чем пытаться выпендриться, а в результате выдать нечленораздельный набор слов.

И так везде, и в результате при одной и той же программе, одних и тех же упражнениях, текстах и диалогах сильный ученик получает гораздо больше. При этом понятно, что недодавать ему чего-то ради абстрактной справедливости как-то нелепо, и перегружать дополнительной информацией и, скажем, увеличенным количеством домашних заданий того, кто с трудом справляется и с тем, что есть, тоже странно. В целом я исхожу из того, что никто тут ни с кем не соревнуется, у каждого свой темп, свои сильные и слабые стороны, свои возможности. Но все равно, приходится признать: жизнь несправедлива.

Tags: ,

(28 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:annato_s
Date:November 25th, 2017 10:56 am (UTC)
(Link)
Жизнь несправедлива изначально, и люди не равны друг другу: кому-то учеба в целом и языки в частности даются легко, а кто-то не в состоянии запомнить без 100 повторов, где применять der, а где das. Зато он ловко делает работу руками и вообще добрейший человек, в отличие от полиглота - мизантропа и рукожопа))) Конечно, это утрированно, но смысл понятен. Так что каждому свое, и пусть идет как идет - лично я так считаю)))
[User Picture]
From:test_na_trzvst
Date:November 25th, 2017 02:01 pm (UTC)
(Link)
мне в "зато он ловко делает работу руками" слышится очень снисходительная интонация. вы её закладывали, или я сама вчитала противопоставление "добродушный, туповатый, рукастый сантехник vs нервный, артистичный, беспомощный в быту полиглот"?
потому что до сих пор самыми неспособными к языкам людьми в моей жизни были несколько гениальных медиков (абсолютно гениальных, от бога. исключительной при этом культуры, огромных знаний люди. но их мозг категорически не желал и не желает размениваться на то, что с его, мозга, точки зрения не первостепенно). .
[User Picture]
From:annato_s
Date:November 25th, 2017 05:06 pm (UTC)
(Link)
Наверное, я не очень правильно подобрала примеры. Сначала хотела написать про вышивание и шитье - эти умения требуют усидчивости и неких интеллектуальных усилий для расчетов, построений выкроек и прочего - ведь примерно это же нужно и при изучении языка. Но потом решила обобщить, и получился туповатый сантехник)))
[User Picture]
From:test_na_trzvst
Date:November 25th, 2017 06:46 pm (UTC)
(Link)
нене, у вас нормально вышло, я просто ещё ухитряюсь везде, где только можно, вычитать какую-нибудь эдакую интонацию, даже в таблице менделеева.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:25 pm (UTC)
(Link)
Бывает обидно за тех, кто очень хочет научиться, и вкладывает много усилий, но в результате получает меньше, чем другие.
[User Picture]
From:annato_s
Date:November 25th, 2017 09:29 pm (UTC)
(Link)
Это верно. Но с другой стороны - в идеале каждый получает столько, сколько способен потребить. Это достаточно близко к оптимальному подходу, мне кажется))) и уж всяко лучше уравниловки, без которой не обойтись в групповых занятиях
[User Picture]
From:alena_15
Date:November 25th, 2017 01:13 pm (UTC)
(Link)

Как интересно!
И как круто быть сильным учеником и не подстраиваться под середнячка, не опускаться на его уровень.

[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:26 pm (UTC)
(Link)
В том, что касается немецкого, я практически всегда была таким учеником, и мне не кажется, что это так уж круто. Скорее довольно досадно.
[User Picture]
From:alena_15
Date:November 25th, 2017 09:35 pm (UTC)
(Link)
Да? Почему - досадно?
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:38 pm (UTC)
(Link)
Потому что приходится много сидеть и скучать, пока другие разбираются в том, что тебе давно понятно. Когда знаешь правильный ответ, тебе не дают говорить, чтобы другие тоже могли подумать, зато когда не знаешь, тебе прилетает вдвойне. За объективно лучшую работу получаешь более низкие оценки, чем другие... При этом то, что ты что-то можешь лучше других, не значит, что тебе легко всегда, но об этом тоже никто не думает.
[User Picture]
From:alena_15
Date:November 25th, 2017 09:40 pm (UTC)
(Link)
Понятно.
Выход - индивидуальные занятия. Или группы с равным уровнем подготовки.
[User Picture]
From:katevnik
Date:November 25th, 2017 03:39 pm (UTC)
(Link)
мне вот это как раз и нравится.
что можно получать столько, сколько готов взять. И никто насильно не пихает больше.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:27 pm (UTC)
(Link)
Но это возможно только при индивидуальных занятиях.
[User Picture]
From:henna_yume
Date:November 25th, 2017 05:26 pm (UTC)
(Link)
Я привыкла быть среди сильных учеников, а потом, как раз на индивидуальных занятиях в новом для себя предмете, попала в категорию явно слабых. Стало сюрпризом, насколько тягостно для обеих сторон из раза в раз как бы отрабатывать обязаловку, над которой ты и так уже бился дома и ещё будешь. И, понятно, чем тупее себя чувствуешь, тем хуже реально соображаешь и тем меньше мотивации усиленно работать над домашним заданием.

В этой ситуации, помимо временного возвращения к более простому материалу по моей просьбе, очень заметно помог выработанный преподавателем подход: когда явно не клеится, отойти от текущей рутины и дать в рамках урока (не на дом) упражнение из другой области, как правило, более лёгкое. Если оно получается, это идёт в копилку знаний и заодно снижает стресс, позволяет почувствовать большую уверенность в своих силах. А если нет, то как минимум отвлекает от предыдущих мучений, возрождает интерес к предмету - а стресс от неудачи не очень велик, потому что материал новый и от тебя и не ждут немедленных успехов.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:28 pm (UTC)
(Link)
Это довольно интересная мысль, я не пробовала давать своим ученикам в моменты затыков более простые упражнения, а ведь действительно должно помогать. Спасибо :)
[User Picture]
From:caldeye
Date:November 25th, 2017 06:03 pm (UTC)
(Link)
На сильного ученика ложится, на мой взгляд, и некоторая доля ответственности - не вгонять своим блеском в депру и безнадёгу более слабых присутствующих; о них, правда, всё время забываешь, когда что-то схватывается на лету.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:33 pm (UTC)
(Link)
Если честно, сильному ученику в слабом окружении плохо и без дополнительной ответственности: он вынужден ждать, пока подтянутся остальные, не получает того, что мог бы, в том числе, ему могут не давать отвечать, когда он знает правильный ответ - чтобы дать возможность додуматься до ответа другим, и при этом спрашивают с него больше, чем с других. То есть, ответил хорошо - ну да, разумеется, тебе-то это легко, подумаешь. Ответил плохо - что, с твоими способностями, и не разобрался? Да ты просто ленишься. При этом мы же понимаем, что тот факт, что кому-то лучше дается какой-то предмет, не значит, что он сильнее во всем, и что у него нет своих проблем. С тем же успехом можно сказать, что слабые ученики отвечают за то, чтобы не тянуть сильных назад. Каждый делает то, что может.
В общем, я сторонник групп с примерно одинаковым уровнем и индивидуальных занятий :)
[User Picture]
From:suedpol
Date:November 27th, 2017 03:06 pm (UTC)
(Link)
Группы с разным уровнем- это караул. Я очень мучалась всегда, пытаясь подстроиться под всех, чтобы постараться дать возможность всем работать по максимуму.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 27th, 2017 03:08 pm (UTC)
(Link)
Я из-за этого не хочу связываться с группами.
[User Picture]
From:mbwolf
Date:November 25th, 2017 06:37 pm (UTC)
(Link)
По-моему, как раз справедлива. Важно же не то, сколько информации вы дадите, а то, какой процент свободного места она заняла.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 25th, 2017 09:33 pm (UTC)
(Link)
А как же результат?
[User Picture]
From:test_na_trzvst
Date:November 26th, 2017 03:08 am (UTC)
(Link)
а результаты хорошо смотреть отдаленные.

потому что довольно часто люди, легко схватывающие язык, так же легко его и теряют. при этом, что характерно, иной раз застревает именно интересная история, нестандартная конструкция, а какое-нибудь базовое правило влетело, поблестело - и вылетело.

а те, кто подолгу раскачиваются, берут уже и несут, сколько взяли, не рассыпая.
[User Picture]
From:mbwolf
Date:November 26th, 2017 09:38 am (UTC)
(Link)
Ну, как "из кувшина можно вылить только то, что было в нем", так и налить можно не больше, чем вмещает. Меньше - можно, а больше - нет.
[User Picture]
From:tolstolapixa
Date:November 27th, 2017 12:04 am (UTC)
(Link)
Я читала про эту закономерность у Талеба, только забыла, как называется. Там было про то, что богатые, например, становятся богаче значительно быстрее, чем бедные, или что известные люди быстрее становятся ещё известнее, чем все остальные.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 27th, 2017 12:31 pm (UTC)
(Link)
Да, есть такое, я просто задумалась о том, что и для учебы это применимо.
[User Picture]
From:peggy_s
Date:November 27th, 2017 12:06 pm (UTC)
(Link)
Мне обидно что обычно никто не разбирается, почему слабые ученики - слабые. Типа "ну ты такой кривой, что уж, старайся больше, авось освоишь". То есть я умом понимаю, что преподаватель немецкого (танцев, макраме, молекулярной биологии нужное вписать) а) не умеет и не должен уметь разбираться и б)даже если бы умел - другим занят.
Но вот есть места, куда можно пойти научиться - а мест, куда можно пойти и выяснить, почему не получается - нету.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 27th, 2017 12:31 pm (UTC)
(Link)
Ты знаешь, обычно я в общих чертах понимаю, где у человека слабое место: память, логика, общая неразговорчивость, еще что-то. И в какой-то степени я могу это скомпенсировать, или давая больше упражнений на повторы, или как-то дополнительно объясняя, или рисуя таблицы, чтобы в них было удобно подглядывать, или стараясь "разговорить" человека. Но именно, что в какой-то степени, потому что если это глобальная проблема, это выходит за пределы моей компетенции. Я это называю "я учу немецкому, а не как жить". Опять же, если человеку надо тренировать ту же память, наверное, это имеет смысл делать не только на базе моего немецкого, но, думаю, ученик сильно удивится, если дать ему задание, никак не связанное с тем, за что он платит.
Что касается специальных мест, где можно было бы разобраться, что именно не так, и как-то с этим поработать - мысль, безусловно, очень хорошая, но я не очень представляю, как ее реализовать. То есть, все начинается с того, что человек должен признать, что у него проблема. Очень не все на это способны.
[User Picture]
From:peggy_s
Date:November 27th, 2017 12:46 pm (UTC)
(Link)
Ну ты все-таки, насколько я знаю, очень хороший преподаватель.
У меня, наверное, комплексы. Поскольку а) моим образованием занималась в основном бабушка б) она считала, что учиться надо тому, что у тебя получается плохо, а что хорошо то само собой разумеется то накопился большой опыт слабого ученика и страшно хотелось в свое время чтобы были такие специальные люди, которые не будут вежливо отводить взгляд и говорить про трудолюбие и усердие, а скажут, что делать.
Powered by LiveJournal.com