?

Log in

No account? Create an account
То, что я про себя поняла. Поняла не совсем правильное слово - я это… - атипичный контрол-фрик
June 26th, 2012
11:29 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
То, что я про себя поняла. Поняла не совсем правильное слово - я это про себя давно знала, но другое слово как-то не подбирается.

Я не получаю энергию от преодоления препятствий и достижения поставленных целей. Вот эта мотивация: сделай, добейся, будет трудно, но потом ты сможешь этим гордиться и будешь знать, что ты это можешь - она не про меня. Если будет надо, я сделаю и добьюсь, но вероятность, что мне это даст дополнительный приток сил, крайне мала.

Помню, я сдавала экзамен по английскому. В тот момент оценка за этот экзамен была для меня очень важна, я долго и старательно к нему готовилась, кое-что давалось с огромным трудом, в сам день экзамена я волновалась до легкой невменяемости. И вот я получила оценку, и она оказалась достаточной для моих целей, я сказала об этом другу, друг посоветовал запомнить это ощущение, заякорить его в себе, чтобы потом, когда надо будет так же достигать следующей цели, отталкиваться от него. Но я-то в этот момент не чувствовала ни-че-го. Ни радости, ни удовлетворения, ни хотя бы облегчения от того, что все позади - я сдала экзамен, получила ту оценку, которую должна была получить, все так, как должно быть, никаких дополнительных чувств.

В эту поездку в начале было плохо, и трудно, но я не расклеилась (точнее, немного расклеилась, но потом склеилась обратно), не сдалась, выгуляла себя по городу и наковыряла в себе сил прекратить себя жалеть и начать видеть вокруг хорошее, наверное, это могло бы быть поводом себя похвалить, но я была собой крайне недовольна, гораздо сильнее собой, чем погодой. А потом я по указателям вышла к порту, забралась по широкой лестнице наверх и увидела море. Я сидела на широких каменных перилах, смотрела на море, время от времени оборачивалась поглядеть на шпили старого города, потом опять смотрела на море, и чувствовала, как меня отпускает, как уходит обида и недовольство собой, как мне хочется еще гулять и получать удовольствие от прогулки. Просто спокойно посидеть и посмотреть на много воды или на что-то, что кажется мне красивым, является для меня практически безотказным источником энергии. Преодолеть сложности и добиться цели - нет.

Само по себе это, конечно, не было новостью, но в этот раз я еще и поняла, почему так, и вот это действительно оказалось сюрпризом. Оказывается, не смотря на всю мою плюшевость, и лень, и любовь пожаловаться и пожалеть себя, у меня есть очень жесткие установки:

Героизм - следствие халатности. Если тебе пришлось преодолевать трудности, значит, ты плохо к ним подготовилась. Это не тебе не повезло с погодой, это ты сама не подумала о прибалтийском климате. Это не тебе, бедняжечке, некуда было приткнуться и негде добыть карту - это ты сама откровенно хреново спланировала поездку. Все, что дальше - не более, чем следствие твоей некомпетентности. Места для гордости тут как-то маловато.

И еще, если я за что-то берусь, я не рассматриваю "у меня получится" как одну из двух возможных опций. Если я взялась что-то делать, это должно получиться, и получиться хорошо - единственный возможный вариант. Альтернативы не рассматриваются. Достижение цели - не радостная неожиданность, а просто то, что должно быть. Если же достичь цель не удалось или дело оказалось сделано не так хорошо, как ожидалось (разумеется, со мной такое бывает) - это даже не удар по самооценке, это ее полное уничтожение. Крушение мира, каким я его знаю. Добиться цели - норма.

Это открытие меня действительно удивило - я совершенно не ожидала, что у плюшевого мишки, которым я себя считаю, настолько жесткий стержень. Но подумав эту мысль чуть дальше, я поняла, что эти установки - на самом деле не круто. Это то, что мне гораздо чаще мешает, чем помогает. Понятно же, что с такими установками многое, результат чего под вопросом, гораздо выгоднее даже не начинать или оставлять на пол-пути, как будто не очень-то и хотелось: если не получится, я переживу очередной персональный армагеддон, после которого мне в очередной раз придется собирать себя заново, то есть, потеряю очень много, а если получится, даже самым лучшим образом, я в лучшем случае останусь при своих. Да, мне случается испытать радость от каких-то своих достижений - тогда, когда я существенно превышаю собственные ожидания. В результате мне оказывается выгодно в каких-то областях искусственно удерживать свою самооценку на достаточно низкой отметке или еще до начала дела мысленно преувеличивать трудности (ага, гордость от того, что получилось разобраться с очень простой схемой очень маленького города).

Итого, вроде бы, красивые и гордые установки, но в результате я делаю меньше, чем могла бы, пробую нового меньше, чем могла бы, добиваюсь меньше, чем могла бы, и да, горжусь собой и радуюсь тоже гораздо меньше, чем могла бы.

И, конечно, понятно, что с этим делать: разжать зубы, признать, что у меня может не получиться или получиться плохо, разрешить себе пробовать, просто пробовать, не рассчитывая сразу получить нужный результат, разрешить себе ошибаться и не стремиться к сферическому идеалу. Я понятия не имею, насколько это достижимо.

Tags: ,

(29 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:urzik
Date:June 26th, 2012 07:48 am (UTC)
(Link)
Я наобум сейчас скажу, в качестве терапии. попробуй деятельность, в которой вероятность выигрыша мала, и приступай к ней с желанием не выиграть. ну я не знаю, рулетку советовать опасно, а то втянешься, я потом виноват буду, но что-то такое.

Ставишь на 12 и убеждена что выпадет что угодно кроме 12. И когда ты ошибаешься, если не радуешься, то хотя бы не расстраиваешься. В случае с рулеткой просто - тебе может помочь теория вероятностей. А потом переходить к более сложным вещам. Там где нет строгой доказательности естественности неудачи.

А вообще, ты очень правильно написала. Надо уметь давать себе право на ошибку. Мы (ты и я) сами себя ограничиваем, потому что даже не пробуем того, что бы могло принести нам радость. Ошибки в нашем обществе вообще стигматизируются
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 08:01 am (UTC)
(Link)
Я поняла идею. Единственное, что выиграть - не выиграть это не совсем то. Мотивация "выиграть, победить, оказаться лучше кого-то" у меня и так не сильно развита. У меня это именно "соответствовать собственным представлениям о том, как должно быть". А раз "добиться цели" это "как должно быть", то заодно и добиться цели. То есть, именно игры, особенно азартные, не подходят, нужна какая-то другая деятельность.
[User Picture]
From:urzik
Date:June 26th, 2012 08:05 am (UTC)
(Link)
а я не предлагаю хотеть выиграть. тебе наплевать на выигрыш, я это знаю. просто угадать или не угадать. ты делаешь предположение, что 12 и с вероятностью 35\36 ошибаешься. Ура, я ошиблась! Я - не совершенство! ура-ура, все танцуют

Но вообще лучше какую-то другую деятельность. Тут ты конечно права. ну я не знаю, делай предположение о немецких незнакомых словах, когда угадываешь - расстраивайся, а когда нет - радуйся, с обоснованием. Ура, я не все знала, я еще немножко подросла. Главное, чтобы ошибка ассоциировалась у тебя с чем-то хорошим.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 08:13 am (UTC)
(Link)
Понимаешь, это в принципе несколько о другом. Дело не в сиюминутной одноразовой ошибке, а именно в длительной деятельности, в подготовке, планировании, учете разных обстоятельств, систематических действиях - с неопределенным результатом. Я подумаю, что это может быть.
[User Picture]
From:mary_aile
Date:June 26th, 2012 02:08 pm (UTC)
(Link)
ЧГК, как мне кажется, сюда хорошо подходит.
И спасибо большое за текст. Задумалась про себя тоже.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 05:08 pm (UTC)
(Link)
Интересно, никогда не думала о ЧГК в этом ключе
[User Picture]
From:im_puls
Date:June 26th, 2012 08:53 am (UTC)
(Link)
мне кажется, этот вариант не сработает - сужу по собственному опыту
у меня азарт силён, но он совершенно отдельно от необходимости контролировать всё-всё-всё-добиться-результата-иначе-смерть
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 08:54 am (UTC)
(Link)
Ну вот да, если ситуация изначально неконтролируема, не пытаться ее контролировать просто. А ты попробуй, посиди рядом с человеком, который, например, режет овощи в салат, и не дай ему ни одного совета :)
[User Picture]
From:im_puls
Date:June 26th, 2012 12:58 pm (UTC)
(Link)
дадада
или резать овощи для салата самой и смириться с тем, что не каждый кусочек идеальной кубической формы )))
[User Picture]
From:nina_kink
Date:June 26th, 2012 08:16 am (UTC)
(Link)
я почти в эту минуту об этом же думала: про то, что преодоления не для меня, не подпитывают.

Насчет героизма и что не может не получится - интересно.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 08:18 am (UTC)
(Link)
Вообще я читала когда-то, что преодоление препятствий и достижение цели - мужской способ подпитки, а женский - смотреть на красивое, окружать себя тем, что радует :)
Не знаю, насколько серьезно это можно воспринимать, но по моим наблюдениям да, как-то так.
[User Picture]
From:nina_kink
Date:June 26th, 2012 08:23 am (UTC)
(Link)
ааа;)))) наконец-то я становлюсь женщиной: в ежедневнике на прошлой неделе у меня записано: "окружать себя красивым" ;) (правда!)
[User Picture]
From:im_puls
Date:June 26th, 2012 08:49 am (UTC)
(Link)
перфекционизм в жёсткой стадии - часть нарциссического синдрома
и это вполне себе преодолимо
мне удалось очень далеко продвинуться в этом направлении - могу поделиться опытом
и да, это СТРАШНО мешало мне жить - а главное, наслаждаться жизнью
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 08:52 am (UTC)
(Link)
Да, поделитесь опытом, если можно :)
[User Picture]
From:im_puls
Date:June 26th, 2012 09:44 am (UTC)
(Link)
1) регулярная психотерапия 1,5 года - направлена на избавление от внешних установок (а перфекционизм - это как раз и есть внешняя установка, получаемая в детстве от не слишком принимающих родителей)
2) регулярный тренинг "ай-да-я-умница" - каждый день вести дневник, записывая в него всё хорошее, что ИМЕННО Я СДЕЛАЛА - т.е. то, за что я могу себя похвалить. И очень внимательно рассматривать каждую мелочь, и хвалить-хвалить-хвалить себя - появится хорошая привычка )))
3) записать на лист бумаги всё, чем я могу гордиться за свою жизнь, не меньше 100 позиций, лучше больше. Старательно похвалить себя за каждый пункт - там же, на бумаге. Можно расписать для себя, что особенно дорого и ценно в каждом пункте
4) навсегда запретить себе ругать себя, снижать градус собственного самоуничижения, не говорить, например, "какая я дура, что не подумала об этом", а "было бы лучше..." или "а можно было бы и подумать..." и т.д.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 10:00 am (UTC)
(Link)
Ага, спасибо большое! Обязательно попробую.
[User Picture]
From:edgeofreason1
Date:June 26th, 2012 09:00 am (UTC)
(Link)
У меня примерно то же самое.Т.е.когда я добиваюсь цели - мне это не приносит ощущения "какая я молодец и вау!", типа так и должно быть.Поэтому когда меня хвалят за какие-то достижения - "ты подумай,ведь таких людей,которые этого добились, единицы!" - мне как-то даже смешно - если человек чего-то хочет, прилагает правильные усилия для достижения цели,то все сложится по-любому,поэтому, чем восхищаться,совершенно непонятно! Я знаю,что ВСЕГО (ну,в плане работы,учебы, зарабатывания денег и т.п.) можно добиться - но я часто не знаю,чего хочу.Ну добьюсь я этого - и что дальше? Добиваюсь,и чувства супер-удовлетворения нет...И почему-то любование природой энергии мне тоже не дает...
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 10:01 am (UTC)
(Link)
С "чего хочу" у меня тоже часто проблемы. И да, действительно "ну добьюсь - и что дальше?". Но я действительно могу заряжаться совершенно другими способами, это радует.
[User Picture]
From:im_puls
Date:June 26th, 2012 12:50 pm (UTC)
(Link)
это, кстати, обратная сторона того же самого перфекционизма ))) типа "а зачем хотеть, какой от этого позитивный выхлоп?"
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 05:10 pm (UTC)
(Link)
И если не получится идеально, то лучше вообще никак :)
[User Picture]
From:im_puls
Date:June 26th, 2012 07:17 pm (UTC)
(Link)
перфекционизм - одна из основных причин прокрастинации и встреч с дедлайном в последний день )))
[User Picture]
From:manikeeva
Date:June 26th, 2012 11:49 am (UTC)
(Link)
я себя отпустила, когда у меня пошатнулось здоровье из-за стресса и нервных срывов. точно так же, как многие курильщики с тяжелой никотиновой зависимостью очухиваются после первого инфаркта.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 05:09 pm (UTC)
(Link)
Нет, до инфаркта доводить точно не будем :)
[User Picture]
From:murmele
Date:June 26th, 2012 03:46 pm (UTC)
(Link)
Почти соседний пост в моей ленте:
http://mi3ch.livejournal.com/2114229.html
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 05:09 pm (UTC)
(Link)
На мой взгляд они все-таки о разных вещах.
[User Picture]
From:sichan
Date:June 26th, 2012 06:08 pm (UTC)
(Link)

Героизм - следствие халатности.


как правило - да. И еще - собственного долбоебизма.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 06:36 pm (UTC)
(Link)
По-моему, долбоебизм - синоним халатности :)
[User Picture]
From:sichan
Date:June 26th, 2012 06:38 pm (UTC)
(Link)
я имела в виду другую сторону долбоебизма: например, притащить в дом выводок котят и героически их выхаживать, пристраивать и так далее.


то есть это героизм, но изряяядно изменяющий течение и качество жизни героя.

это не халатность, а что-то другое.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:June 26th, 2012 07:54 pm (UTC)
(Link)
Это да, другое - для того, кто спасает котят. Но начинается-то такая ситуация с того, что кто-то не уследил за своей кошкой. То есть, опять халатность.
Powered by LiveJournal.com