?

Log in

No account? Create an account
Какое-то время назад, обсуждая с подругой необходимость сменить… - атипичный контрол-фрик
August 28th, 2014
02:27 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Какое-то время назад, обсуждая с подругой необходимость сменить психолога, выдала: мне в целом довольно сложно работать с психологами. Во-первых, я себе нравлюсь. Во-вторых, я умная и склонна к рефлексии. И в-третьих, у меня довольно много друзей разной степени близости, готовых меня выслушать, если мне это понадобится.
Мне очень нравится то, как парадоксально это звучит. Но на самом деле все очень логично.
В обратном порядке:
В мире довольно много одиноких людей, которым некому рассказать, как прошел день, какая хрень приснилась ночью и как оно вообще. Такие люди готовы платить психологу просто за то, чтобы он сидел и слушал. Никакого особого анализа от психолога там не требуется, лишь бы поговорить хоть с кем-то. Я же могу это получить в любой момент без каких-то особых усилий, так что для меня сессия с психологом, во время которой я говорю-говорю-говорю, а он слушает и кивает - время, потраченное впустую, за мои же деньги. Вообще ни о чем.
То, что я умная и много копаюсь в себе - в результате все то, что лежит на поверхности, под ней, и еще на пару метров вглубь я о себе в общем и целом знаю и без привлечения специалистов. Если мне задать стандартный вопрос обо мне, я, конечно, могу потрепаться и час, и дольше, и у психолога может сложиться ощущение, что мы молодцы и узнали сегодня много нового - но на самом деле я выдам то, о чем за последние несколько лет думала несколько десятков раз, обсуждала с тремя близкими подругами и пятью менее близкими (цифры от балды, для примера), а также написала на эту тему три поста в жж. Т.е. опять время, потраченное ни о чем. А чтобы выяснить что-то по-настоящему новое, до чего я сама не додумалась, надо рыть действительно глубоко и лучше бы в каких-то неожиданных направлениях.
И то, что я себе нравлюсь. Мне кажется, если человек недоволен собой в целом, он легче ухватится за идею, например, прокачивать эмоциональность. Или учиться проявлять агрессию. Или что угодно - ну хуже-то уже вряд ли будет, чего бы не попробовать. У меня же подобные предложения вызывают вопрос: "А вы уверены, что мне это надо? Я как-то не чувствую в себе такой потребности. Не может получиться, что это изменение как-то не слишком хорошо скажется на других сторонах моей жизни? Вообще-то я довольно долго работала над собой, чтобы получить именно этот результат, и я им очень даже довольна." Т.е. вроде как да, некоторые вещи хотелось бы поменять, но не станешь же перестраивать целый дом, если не нравятся обои в одной из комнат. А вдумчиво подбирать оттенок обоев как-то более муторно, чем снести все бульдозером к чертям и построить на этом месте что-то новое.
На выходе - ну вот да, как-то нелегко.
(а если вы считаете, что психолог человеку вообще не нужен - вам не нужен, вы и не пользуйтесь, мне тоже много чего в этом мире кажется ненужным)

Tags:

(27 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:manikeeva
Date:August 27th, 2014 08:27 pm (UTC)
(Link)
а тебе психологи сильно по жизни помогли? у меня при мысли о визите к психологу рассуждения похожие, и как-то желание отпадает.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 02:29 am (UTC)
(Link)
Психолог, с которым я работаю сейчас - четвертый в моей жизни. Опыт очень разный. Первая была никаким специалистом и довольно плохим человеком, как я сейчас думаю, в чем-то она мне, наверное, даже навредила, но мне в тот момент, когда я к ней обратилась, было очень плохо, а после общения с ней ситуация все-таки сдвинулась с мертвой точки, так что в чем-то она мне, наверное, помогла. Со второй мы общались довольно мало, но вот о ней у меня остались очень приятные воспоминания, и с той проблемой, с которой я к ней обратилась, она мне действительно здорово помогла (хотя и совсем не так, как я ожидала). Третья первое время мне нравилась, но через несколько месяцев я поняла как раз то, что расписала в этом посте.
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 27th, 2014 10:56 pm (UTC)
(Link)
Могу сказать пару слов и как клиент, и немного "с той стороны стекла".
Докопаться до травмы, если она есть и мешает человеку жить - это крайне непростая и довольно длительная задача. Не на неделю. Не на месяц. Довольно часто - не на год. "Хороший признак" - когда на сессиях появляется чувство грусти, злости, печали, раздражения - ура-ура, травма близко!

И второй момент. Психолог же не заставляет меняться. Проработка травмы сама меняет человека. Я вообще с трудом представляю себе хорошего психолога, который предложит изолированно проработать эмоциональность или агрессию, если честно.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 02:21 am (UTC)
(Link)
Видишь ли, у меня эти рассуждения возникли не на этапе "обращаться к психологу - не обращаться к психологу", а спустя несколько месяцев работы с психологом, когда я поняла, что моя актуальная психологиня меня бесит. И еще после этого я какое-то время продолжала с ней работать, думая как раз, что после разговора с психологом и не должно быть хорошо. Но потом я более внимательно проанализировала свои ощущения и поняла, что меня бесит именно бесцельность того, что мы делаем - я много говорю, но за целый час не узнаю о себе вообще ничего нового, она же кажется вполне довольной собой и по каким-то высказываниям складывается впечатление, что она думает, что мы делаем ах какой прогресс. А я на самом деле топчусь на одном и том же месте.

Что касается эмоциональности - ну вот три из четырех психологов, с которыми я работала, довольно настоятельно предлагали мне копать именно в этом направлении. Четвертую, с которой я сейчас, я просто сразу предупредила, что нет, сюда мы не лезем. И то она сказала, что я произвожу впечатление человека, которому это надо бы.
[User Picture]
From:enola_hey
Date:August 28th, 2014 03:27 am (UTC)
(Link)
О, слушай, хорошо как про "я ничего не узнаю, а она страшно довольна".
Еще есть поганый вариант, когда психолог начинает тебя прогибать так, как ей нужно, ты сопротивляешься, а психолог думает, что он страшно крут и нащупал то самое )))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 05:58 am (UTC)
(Link)
Да!!! У меня было, что она меня о чем-то спрашивает, я отвечаю, что не хочу об этом говорить (потому что мне не интересно), а она думает, что я не хочу, потому что мне больно, и обязательно надо рыть именно в этом направлении. И даже если отстает в этот раз, видимо, где-то себе это помечает, и постоянно, раз за разом к этому возвращается. В общем, мне оказалось проще с ней расстаться.
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:03 pm (UTC)
(Link)
так и хочется начать задавать глупые вопросы про "неинтересно" и радостно тебя терапевтировать )))
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 12:13 pm (UTC)
(Link)
Ну, скажем, психолог пытается со мной обсудить какую-то тему, на которую я уже неоднократно думала, говорила с друзьями, даже в жж писала, плюс мне не кажется, что она имеет отношение к моему (довольно конкретному) запросу. Я уже не помню точно, что это было - у меня было несколько таких ситуаций. Или у меня случается некий эпизод, для меня нетипичный, и я не собираюсь его повторять. Мы по горячим следам его обсуждаем, после этого для меня тема закрыта - я приобрела новый опыт, мне не понравилось, больше я так поступать не планирую, все, проехали, не интересно. Она же раз за разом возвращается к этой ситуации, пытаясь делать на ее основании далеко идущие выводы и обобщения. (скажем, если бы я один раз в твоем присутствии попробовала какое-то новое для меня блюдо, тут же сказала бы, что нет, мне это не вкусно, а ты бы при каждой встрече пыталась меня им накормить, потому что ты же видела, что я это ем)
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:25 pm (UTC)
(Link)
да, похоже, это случай из серии "а бывают, доченька, и просто сны"
у нас на рынке ужасающее количество неквалифицированного сброда, называющего себя психологами
на терапевта учатся, и учатся долго. А тут сплошь всякие полугодовые курсы. Тьфу.

В норме терапевт ОБЯЗАН получать обратную связь на свои предположения (если он их высказывает) и РЕАГИРОВАТЬ на неё
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:01 pm (UTC)
(Link)
Я бы, конечно, предпочла всё это дело живьём обсудить )))
Не буду спрашивать, проговаривала ли ты с психологиней свои ощущения от происходящего и что тебе кажется, что ты топчешься на месте. Просто скажу, что психолог - обычный человек, у него нет магического кристалла, в котором он увидит без твоей помощи, что тебя что-то не устраивает. Я бы сказала про это, как водится, словами через рот )))

Про эмоциональность. Ты приходила с таким запросом? Я знаю целую школу (гештальт конкретно), помешанную на эмоциях, и я никогда больше не пойду к гештальт-терапевту.

У меня есть очень разный опыт работы с терапевтами. Сейчас я чувствую, что наконец-то пошло "оно-то-самое". Один из признаков - что мы в самом начале (по инициативе терапевта, безусловно) потратили несколько сессий на то, чтобы определиться, как я пойму, что мне стало лучше или совсем хорошо - иными словами, как я буду понимать, что у меня прогресс, и как я в итоге пойму, что пора заканчивать. На мой взгляд, это очень важно, но во всех предыдущих попытках такого и близко не было.
Второй момент - нынешний терапевт не пытается "ткнуть меня носом" в какую-то "ему видимую проблему". Я сама о них догадываюсь в процессе сессий, и мы это проговариваем. Не только потому, что я умная и у меня прекрасно развит рефлективный аппарат ))) (хотя это здорово двигает меня вперёд и позволяет не застревать на одних и тех же моментах).

Самое главное. Терапия - это построение отношений. Т.е. решение каких-то моментов через опыт построения здоровых отношений с терапевтом (в противовес дисфункциональным отношениям, которые когда-то были и привели к травме). Поэтому терапевт (хороший) - это такое правильное зеркало, позволяющее мне раскапывать свои внутриголовные залежи в направлении травмы. А потом давать мне поддержку в процессе переживания этих чувств, которые возникают, когда я к ней (травме) подбираюсь.

Можем по скайпу поболтать ))) я могу долго на эту тему говорить, всего не напишешь
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 12:08 pm (UTC)
(Link)
В ближайшие два месяца живьем не получится, по скайпу с радостью, но вряд ли сегодня-завтра - мне перед отъездом надо доработать работу и еще сборы. А вот на следующей неделе, думаю, можно.
Я как раз проговаривала с психологом наши с ней отношения, но потом поняла, что мы уже практически только этим и занимаемся, совершенно не трогая ту проблему, с которой я к ней пришла. Ну и, собственно, в этот момент я поняла, что проще сменить психолога, чем продолжать выстраивать отношения с этим.
По поводу эмоций я как раз не просила ничего делать. Какое-то время верила на слово, что у меня в этом месте проблемы, потом, опять же, прислушалась к себе и поняла, что меня моя эмоциональность устраивает как есть, и никакого желания что-то менять у меня нет. И именно попытка прояснить этот момент явилась последней каплей - я поняла, что меня не слышат. Возможно, там была гештальт-психология, я не вполне уверена, но, вроде бы, да.
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:27 pm (UTC)
(Link)
Ты абсолютно правильно поступила, потому что бывают тупики, из которых уже не выйти. Надо просто уходить.

Я бы ещё непременно спросила у терапевта в начале работы (если не знаю про это из других источников), какого подхода он придерживается в терапии и какое у него образование, сертификаты, опыт и т.д. Как я узнала на своём горьком опыте, это критически важные вещи.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 12:30 pm (UTC)
(Link)
Я этим поинтересовалась вначале, и у меня сложилось ощущение, что там все в порядке. Бывает же и так, что люди просто не подходят друг другу. Моя новая считает, что ее предшественница шла со ной по стандартной схеме отношения с родителями-эмоции-что-то еще, не вникая в мои личные особенности, в специфику моего запроса и т.п. Т.е. у нее есть какие-то наработанные приемы - она ими пользовалась, бывает.
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:38 pm (UTC)
(Link)
Психотерапия - одна из самых творческих профессий.
Что могу сказать - хреновый терапевт твоя бывшая )))
Для любой помогающей профессии (терапевт, тренер (в широком смысле), врач) внимательность и чутье на изменения у объекта приложения усилий - это условие профпригодности.
[User Picture]
From:lerisha
Date:August 28th, 2014 12:25 am (UTC)
(Link)
У меня тоже бывает, когда сессия идет легко и приятно, потому что эти мысли были сто раз думаны-передуманы. Но иногда наоборот пустота ни о чем, из которой выбираем крупицы истины. Самые лучшие по качеству сессии получаются, когда я близка к слезам. Это говорит о том, что добрались до больных, нелеченных точек.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 02:24 am (UTC)
(Link)
У меня наоборот - с прошлым психологом меня раздражало то, что приходилось постоянно проговаривать то, что я и так знала. И со слезами тоже как-то не очень - у меня достаточно больных точек и на поверхности, потоптаться по ним - много ума не надо. Мне как раз лучше, когда эмоций минимум, а все жестко из головы - вот тогда я чувствую, что действительно получаю что-то от сессии.
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:02 pm (UTC)
(Link)
плюс много
[User Picture]
From:utrokrasit
Date:August 28th, 2014 12:32 am (UTC)
(Link)
ой, я вас очень хорошо понимаю. та же проблема...
[User Picture]
From:alena_15
Date:August 28th, 2014 12:54 am (UTC)
(Link)
Та же самая история, Лен! :))
Нам общение с подругами, "выхлоп" в жж и самокопание + работа над собой во многом заменяют потребность общения с психологом. Думала об этом, а ты взяла и сформулировала!
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:August 28th, 2014 02:36 am (UTC)
(Link)
Для меня другая сторона проблемы в том, что с некоторыми вещами я все-таки не в состоянии разобраться сама или при помощи подруг, так что предпочитаю все-таки обратиться к специалисту. Но специалисту приходится сначала долго объяснять, что нет, вот об этом мы говорить не будем - и не потому, что мне неприятно об этом говорить, а потому, что я об этом и так уже много говорила.
[User Picture]
From:alena_15
Date:August 28th, 2014 02:59 am (UTC)
(Link)
"с некоторыми вещами я все-таки не в состоянии разобраться сама"
Да, наверно, это так.
[User Picture]
From:ingaret
Date:August 28th, 2014 10:50 am (UTC)
(Link)
"Я был зол на своего отца. Потратил сто тысяч баксов и полгода жизни на посещение психолога. И в конце-концов он мне сказал, что просто я зол на своего отца, и что это нормально" (с) к/ф "Красотка"
[User Picture]
From:ezhik_israely
Date:August 28th, 2014 04:15 pm (UTC)
(Link)
ха ха :) но, кстати, понять что ты именно зол и что это НОРМАЛЬНО - это серьезный процесс. По себе знаю :)
[User Picture]
From:snezhny_bars
Date:August 28th, 2014 12:21 pm (UTC)
(Link)
про самокопание — решительный мурк!
а про нужен/не нужен…
хорошие специалисты — несусветная редкость
и с каждым годом их будет все меньше
все остальное — от лукавого

в копилку размышлений: мне как-то предлагали поработать с клиническим психиатром — говорят, они как раз большие спецы по уходу в нестандарные направления и негуманное битье в болевые точки. но я что-то отказался…
[User Picture]
From:im_puls
Date:August 28th, 2014 12:28 pm (UTC)
(Link)
Если образование - психиатрия, а опыт работы - в терапии - это идеальный вариант. Психиатров очень качественно учат. В отличие от большинства всяких других (((
[User Picture]
From:shella_leah
Date:August 28th, 2014 02:52 pm (UTC)
(Link)
Я обращалась к психологу в подростковом возрасте, когда я начала заикаться и у меня были проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте я обращалась к психологу, когда меня накрыла послеродовая депрессия. Тогда психолог сама меня нашла и пригласила на занятия в свою группу, состоящую из таких же молодых мам. И общение с ними, и прочие выходы в свет помогли мне выбраться из депрессии.
[User Picture]
From:ezhik_israely
Date:August 28th, 2014 04:19 pm (UTC)
(Link)
хожу больше года, иногда схожие ощущения. Особенно меня доставляют моменты когда мы выходим на диалог: Юля, у Вас же все прекрасно, Вы такая-то растакая-то, все круто... И что я тогда тут делаю? Вот это мы и хотим понять

Но на самом деле мы уже продвинулись с этой точки :)
А вообще мне с психологом по-человечески интересно. Плюс я читаю ее блистательный ЖЖ и это добавляет некоторые новые оттенки в взаимоотношения
Powered by LiveJournal.com