?

Log in

No account? Create an account
Натолкнулась на фейсбуке на очередное описание, как не надо общаться… - атипичный контрол-фрик
April 21st, 2015
02:21 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Натолкнулась на фейсбуке на очередное описание, как не надо общаться с человеком, заявляющим, что у него депрессия, и наконец-то поняла, что именно меня вымораживает в текстах такого рода.
(Дисклаймер: далее не имеется в виду ни один конкретный человек из числа моих друзей или знакомых, имеется в виду модная в последнее время разновидность текстов, ну или тексты не модные, а это мне их часто приносит френдлентой)

Эти тексты, по крайней мере те, что я видела, пишутся как бы исходя из того, что вот у нас есть некто, нежный, трепетный и депрессивный, а вокруг него толпа жаждущих с ним как-то общаться, причем у каждого представителя этой толпы все зашибись, и на этом основании все этому депрессивному должны. Прямо вот оказать поддержку на профессиональном уровне должны уметь, и могли бы - у них же на это сколько угодно ресурса, а не оказывают исключительно от лени или потому что их забыли предупредить. Но давайте честно - в реальной жизни этого и близко нет. В реальной жизни у всех есть собственные проблемы, и пытаться мериться, что качественнее вгоняет в тоску, мое отсутствие личной жизни или чье-то безденежье, абсолютно бессмысленно. В реальной жизни мы все в какие-то моменты и в каких-то ситуациях нежные, трепетные и депрессивные. Основная разница в том, что кто-то несет свою трепетность впереди себя как полковое знамя, напоминая каждому встречному, что ему надо и должны, а кто-то извиняется, уходит в соседнюю комнату поплакать, а потом возвращается и продолжает с того места, на котором остановился. И да, достаточно часто выходит, что один решает, что а вот сейчас ему плохо, и начинает вытрясать понимание и поддержку с того, кому на самом деле еще хуже. Вплоть до "битый небитого везет". Закономерный вопрос: "Что мешает второму также потребовать особого отношения" - простой ответ: воспитание. Некоторые из нас не приучены требовать от окружающих особого к себе отношения и считают это неправильным, потому что понимают: если все вокруг начнут исключительно требовать, выйдет драка на древках тех знамен, но никак не всеобщая забота друг о друге. Забота друг о друге начинается с готовности и желания заботиться о другом, а не с требования, чтобы позаботились о тебе или жалоб, что позаботились как-то не так.

Я очень много обсуждаю с моими друзьями свои и их проблемы, для меня это абсолютно неотъемлемая часть близких отношений, собственно, это одна из тех вещей, которые делают отношения близкими, но есть разница между обсуждением проблем и выеданием мозга другого человека. В частности, можно понимать, что у друзей, при всем хорошем отношении к нежному тебе, есть собственные проблемы и, как следствие, может не хватить ресурса на то, чтобы бесконечно подстраиваться под трепетного тебя. Не говоря уже о том, что если ваши друзья не профессиональные психологи-психоаналитики-психотерапевты, то да, они понятия не имеют, как правильно обращаться с человеком, у которого депрессия. И нет, они не обязаны это знать или кидаться узнавать. Это должны знать специалисты. И да, вы правильно поняли, какое следующее звено в этой логической цепочке.

Я понимаю, что к психологам можно относиться как угодно, но, на мой взгляд, даже если ты уверен, что психолог тебе не поможет ничем, но вот в этот момент твоей жизни тебе очень хочется ныть, вот прямо много, качественно, развернуто и в подробностях, а друзья почему-то не хотят слушать или сначала слушали, а потом вдруг расхотели, или как-то недостаточно квалифицированно реагируют, найти специального человека и платить ему за то, чтобы он слушал - решение, как минимум повышающее шансы не растерять друзей.

Tags:

(46 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:test_na_trzvst
Date:April 20th, 2015 11:56 pm (UTC)
(Link)
тут, право же, очень хочется сказать "не завидуйте другому, даже если он в очках". ей-богу, если человек может отойти в другую комнату поплакать, а потом вернуться и функционировать - это повод ежедневно возносить хвалу господу за то, что он в безмерной милости своей сделал этого прекрасного человека цельнолитым или на стальном каркасе или, может, он вообще следующая ступень эволюции - человек-от-депрессии-не-умирающий. и вовсе не повод лягать сладострастно тех, кому повезло меньше.


ну, и текст тот был обращен не к тем, кто чувствует себя обделенным вниманием по сравнению с депрессивными-трепетными, а к тем, кто да хочет, но нет, не умеет, искренне не понимает, как ему общаться с другом в депрессии. в нем не было требований "немедля бросьте все и полюбите меня на профессиональном уровне", это у вас аберрация восприятия.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 21st, 2015 12:02 am (UTC)
(Link)
У меня скорее всего действительно аберрация, но текстов я видела несколько разных, что-то действительно о том, как помочь, но вот сегодняшний показался именно претензией на. Безусловно, возможно, из-за того, что я сегодня зла на мир.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 21st, 2015 12:14 am (UTC)
(Link)
Собственно, я, безусловно согласна с тем, что депрессия это серьезно. И именно поэтому я считаю, что с ней следует обращаться к специалисту. Я могу сколько угодно хотеть помочь, но я не специалист и не могу его заменить.
[User Picture]
From:kizune
Date:April 21st, 2015 04:16 am (UTC)
(Link)
Я не знаю, какой именно (какие именно) текст(ы) име(ю)ется в виду, зато про настоящую депрессию я знаю дофигища - и не на чужой шкуре.
Так вот, состояние, в котором хочется ныть и плакаться друзьям, называется как-то не так, потому что в клинической депрессии не хочется вообще ничего, а точнее, хочется только лечь, отвернуться носом в стенку и мягенько так перестать быть вообще. При этом в клинической депрессии вполне можно не только ежедневно чистить зубы, но и работать, исполнять свои разнообразные долги и вообще тянуть свой крест. Вот только чем меньше тебя трогают - кто бы то ни было, с любыми добрыми намерениями - тем легче. Какое уж там ныть в подробностях?
[User Picture]
From:argenlant
Date:April 21st, 2015 05:44 am (UTC)
(Link)
я пару раз видел, когда человека, пытающегося отвернуться к стенке и перестать быть вообще пытаются выдернуть обратно в активность и это приводит к такому взрыву, что выглядит "готов расстрелять всех в радиусе сто километров, чтобы дали отвернуться к стенке"
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 21st, 2015 09:26 am (UTC)
(Link)
Ну вот собственно одна из картинок, которые возникают у меня перед глазами, когда я читаю о том, как правильно обращаться с кем-то нежным - один сжав зубы мечтает добраться до своей стенки, в которую можно уткнуться, а второй дополнительно выносит ему мозг, решив, что раз не жалуется, то у него все хорошо, а мне-то плохо и меня надо жалеть, не верите - почитайте. Именно настоящую депрессию я вряд ли распознаю, да и другой неспециалист тоже.
[User Picture]
From:argenlant
Date:April 21st, 2015 05:40 am (UTC)
(Link)
вот с одной стороны, у меня есть несколько знакомых, которые сейчас проходят курс лечения как раз в силу депрессии
а с другой - куча народу, которая просто загоняет себя в привычно-неудобные обстоятельства, а потом жалуются

и вот как-то и среди тех и среди других есть несущие свою состояние как флаг, а есть просто учитывающие ее и живущие в режиме "у меня есть 3 часа в неделю на встречи с окружающими, а все остальное время я занимаюсь своими делами"

среднетипичное окружение (поучаствовавшее, кстати говоря, в формировании состояния) больше раздражается как раз с настроенных на свои потребности

так что популярные тексты они как раз больше похожи на попытки дубиной выбить свои вторичные выгоды из окружения, участвовавшего в формировании обстоятельств

ну и да, в отношении окружения, которое уже съело ресурс до депрессии или глубокого провала, дубинка не работает, а работает только отползти и восстанавливаться, а в отношении доброжелательных окружающих дубинка даже вредна

надеюсь, понятно написал
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 21st, 2015 09:40 am (UTC)
(Link)
Я надеюсь, что поняла :)
Я, честно говоря, не сталкивалась с таким, чтобы кого-то насильственно пытались вернуть к активности. Вообще, насколько я понимаю, на восприятие всего, связанного с этой темой, еще сильнее чем вообще по жизни, накладывается личный опыт. Мой опыт как раз о том, что я обычно произвожу гораздо более благополучное впечатление, чем есть на самом деле, в результате я в свободное время примериваюсь, удобно ли перелезать через перила балкона, а из меня пытаются выбить дубинкой понимание и поддержку, потому-то "тебе-то хорошо, а мне плооооооохо". В результате мне пришлось учиться относиться к жалобам других "если ты считаешь, что тебе нужно специальное отношение - иди а специальному человеку", а в инструкциях, как правильно жалеть кого-то, вижу дубинку, за которую может ухватиться кто угодно, не только тот, кому она необходима. Но да, безусловно, люди с другим опытом все это увидят совсем иначе"
[User Picture]
From:_crazy_witch_
Date:April 21st, 2015 06:14 am (UTC)
(Link)
Лен, у нас общество к психологам не приученное, в этом вся беда. У нас все проблемы привыкли решать на кухне с подружками под винцо или с друганами под водочку.
А депрессия очень многими за болезнь и не считается. Включая, кстати, и самих пациентов иногда.

Edited at 2015-04-21 06:15 am (UTC)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 21st, 2015 09:48 am (UTC)
(Link)
Да, это действительно проблема. С другой стороны, в моем окружении почти все так или иначе обращались к психологам.
И, в числе прочего, я периодически упоминаю о том, что у меня самой есть психолог, удерживая в голове, что именно таким образом формируется представление о нормальном ходе вещей и общество к чему-то приучается. Пока все молчат о своем опыте, кажется, что это не принято, когда кто-то заговаривает, оказывается, что обращение к специалистам - не такая уж редкость и не что-то, делающее тебя ненормальным, а кто-то, увидев, что многие в окружении обращались к психологам, может уже подумать, что как раз это - то, что принято.
[User Picture]
From:galchische
Date:April 21st, 2015 06:49 am (UTC)
(Link)
Согласна, что никто никому ничего не должен и никто не должен ничего даже ожидать, а не то что требовать. Но трепетность не имеет отношения к депрессии. Депрессия это болезнь, вторая, что ли, по смертности - могу ошибаться, давно эту информацию видела, не помню, где.
К врачу, а если сам человек уже не может - вызвать, отправить (близкие это могут). Остальное - слова.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:April 21st, 2015 09:53 am (UTC)
(Link)
Собственно, да. Депрессия - болезнь, но будучи неспециалистом ее и не диагностируешь, и не вылечишь. Так что в первую очередь - к врачу.
[User Picture]
From:enola_hey
Date:April 21st, 2015 08:49 am (UTC)
(Link)
Забавно, конечно, пытаться обсуждать тему, когда имеется ввиду не тема вообще, а какой-то конктерный текст, так что я, пожалуй, пока пас.
[User Picture]
From:dao_nyxa
Date:April 21st, 2015 04:31 pm (UTC)
(Link)
Не могу не процитировать отрывок из какой-то биографии Марины Цветаевой: не про депрессию, а вот про это умение требовать - либо просто получать поддержку. Вывод автора биографии, конечно, охренительный (последнее предложение) - но в целом отражает положение дел: есть люди, которым все приносят и все такое (еще одна известная байка про Ахматову, узнавшую, лежа на диване, по звуку насыпаемые в вазу конфеты: "Шестнадцатирублевые?") - а есть которым помогать не хочется или не видно, что - надо (хотя Цветаевой помогали, не отнимешь - но ценой бесконечных просьб и унижений).


...И когда Лидия Чуковская, всю жизнь трепетно Ахматову обожавшая, в Чистополе (т.е., за несколько недель, а то и дней до самоубийства MЦ) сказала в присутствии Цветаевой, что тревожится за Анну Андреевну, что ей не справиться со здешним бытом:

– Она ведь ничего не умеет, ровно ничего не может. Даже и в городском быту, даже и в мирное время.

На что Марина Ивановна полыхнула яростью:

– А вы думаете, я – могу? Ахматова не может, а я, по-вашему, могу?

Ее еле успокоили тогда. Она очень тяжело переживала, что Ахматовой служат, Ахматовой рвутся помогать, безо всяких просьб с ее стороны, и Ахматова это служение принимает с благодарным снисхождением. Тогда как ей, Цветаевой, даже на просьбы не всегда откликаются… Марина Ивановна не хотела и не могла понять, что ее тяжелый характер и самовлюбленность, ее бесконечная эгоцентричность отталкивают от нее людей, тогда как Ахматова безгранично очаровательна своей заинтересованностью в других, благородством и щедростью.
[User Picture]
From:lesley_f
Date:April 22nd, 2015 06:54 pm (UTC)
(Link)
Очень откликается!
Powered by LiveJournal.com