?

Log in

No account? Create an account
После окончания института я год жила в Германии, в семье. Я как-то не… - атипичный контрол-фрик
May 9th, 2015
02:22 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
После окончания института я год жила в Германии, в семье. Я как-то не сразу на это обратила внимание, но когда обратила, действительно удивилась - в семье с девятилетним мальчиком не было ни одной, вообще ни одной игрушки про войну. Мягкие игрушки, машинки, лего, но ни игрушечного оружия, ни каких-нибудь танков, ни солдатиков. Среди компьютерных игр - ни одной стрелялки. Конечно, по одной семье судить нельзя, но я знала и другие семьи, и я видела, как Макс играл с друзьями - ни разу, ни в каком приближении никакой "войнушки". И когда я заговорила с немецкими родителями об этом, они, кажется, даже не поняли, о чем я. Игрушечное оружие? Для ребенка? Ты сейчас вообще о чем? Нет, все-таки в одной семье у одного мальчика было игрушечное ружье, но к тому времени, как у него появилась это ружье, меня уже скорее удивляло наличие такой игрушки в доме, чем ее отсутствие.

В моем детстве у нас с братом была куча разных игрушечных пистолетов. С пистонами, стреляющие шариками, стреляющие стрелами с присосками, стреляющие какими-то специальными дисками, ничем не стреляющие, и куча игрушечной военной техники, и всякие солдатики... и "войнушка" была одной из популярных детских игр, в том числе и для девочек. И еще все эти фильмы, и книги, безумное количество детских книг про войну, и биографии пионеров-героев, и совсем художественный вымысел... и вот вроде бы все книги были вполне так о том, что война это плохо и страшно, но в то же время это были такие, знаете, задорные приключенческие книги. Местами, действительно, страшно, но в основном как-то увлекательно. И пионеры-герои все погибали, и их было жалко, но в то же время как-то хотелось быть как они, а мы же понимаем, что в мирное время пионером-героем не станешь. Как-то все это было... романтично.

И вот то, что я вижу вокруг себя сейчас... все эти чудовищные плакаты "буду героем как дед" (у меня просто нет слов, чтобы описать, что я думаю по поводу автора), и все эти дурацкие ленточки, и это мерзкое чувство, что идеей праздника вместо "война закончилась и пусть ее больше не будет" стало "мы тут (ок, не лично мы, но мы успешно примазались) кому-то там однажды надрали задницу и при случае будем рады повторить", и весь этот проклятый стыд вообще - я за всем этим вижу отголоски той незамутненной убежденности, что игра в войну - подходящее развлечение для детей.

Tags:

(27 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:nina_kink
Date:May 9th, 2015 01:02 am (UTC)
(Link)
Соглашусь. Моя племянница мне прочитала стихотворение пропагандное, которое ее тронуло, там вот эта кровища и т.п. ко мне вернулись пионеры-герои. Я давно пытаюсь в себе вызреть мысль, что дети, которые прошли через пионеров-героев были такие же бедняги, как дети-террористы сегодняшние. Нам же так хотелось быть как они.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 9th, 2015 02:29 pm (UTC)
(Link)
Ну да, это определенно не то детство, какое пожелаешь кому угодно. А нам это казалось чем-то привлекательным. Я сегодня была в городе и видела довольно много совсем маленьких детей - дошкольников в гимнастерках и пилотках. Мне это кажется довольно жутким зрелищем, маленькие дети, одетые как солдаты, а родителям, похоже, нормально.
[User Picture]
From:anna_bpguide
Date:May 9th, 2015 01:43 am (UTC)
(Link)
да
[User Picture]
From:dyk_de_bosch
Date:May 9th, 2015 02:15 am (UTC)
(Link)
Вот на фоне всех этих "япомнюягоржусь" ты просто луч света в темном царстве:)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 9th, 2015 02:30 pm (UTC)
(Link)
Я всегда была далека от народа :)
[User Picture]
From:caldeye
Date:May 9th, 2015 03:42 am (UTC)
(Link)
это мерзкое чувство - вот да.
Очень хорошо помню, как в пять и семь и девять, во время хорового пения всей этой провоенной лирики, мучительно не хотелось умирать за Родину, как партия велела. И страшно стыдно было оттого, что у них всех вьётся пыль под сапогами, и дружки в бурьяне неживы лежат, и навеки умолкли весёлые хлопцы, и им от этого светло, героично, и радостно, и они все готовы присоединиться, а ты заползший в ряды предатель.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 9th, 2015 02:31 pm (UTC)
(Link)
У меня в детстве этого не было, я была нормальным таким советским ребенком со всем полагающимся пафосом. Пожалуй, мне-взрослой от этого даже более противно, чем если бы у меня неприятие было с детства.
[User Picture]
From:im_puls
Date:May 10th, 2015 04:22 am (UTC)
(Link)
вот плюсмного, да. И в войнушку играла, и песни пела, и читала про Молодую гвардию...
ты очень точно это подметила - война как развлечение с детства сильно меняет отношение к возможности военных действий в принципе
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 10th, 2015 11:17 am (UTC)
(Link)
Ну и, собственно, дети, воспитанные в убеждении, что война - это прикольно, выросли :(
[User Picture]
From:peggy_s
Date:May 11th, 2015 09:59 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, что по структуре книжки про пионеров-героев подозрительно напоминают жития святых. "Претерпели муки ради важного-ценного-святого"
Но при этом в моем детстве делался упор на моральные качества: пионеры-герои не просто сражались, они еще были добрыми-честными-умными-на пятерки учились (как в житиях и положено). Ну и соответственно кто-то больше мечтал стать таким же, кто-то (вроде меня) с тоской понимал, что до святости не дотянет.
А сейчас этот морализаторский пласт куда-то отвалился. А как отвалился - осталась чистая агрессия
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 11th, 2015 10:00 am (UTC)
(Link)
О, вот кстати да, очень точно
[User Picture]
From:_crazy_witch_
Date:May 9th, 2015 05:36 am (UTC)
(Link)
Сейчас дети тоже играю в войну. "Ты украинец, и я тебя убил". Это страшно.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 9th, 2015 02:33 pm (UTC)
(Link)
Страшно, да. Я сегодня гуляла в городе, и там как-то много было детей дошкольного возраста, одетых как маленькие солдатики. Гимнастерки, пилотки - все вот это. И мне это кажется жутким зрелищем, а родителям, похоже, нормально.
[User Picture]
From:annato_s
Date:May 9th, 2015 07:40 am (UTC)
(Link)
Согласна, мы - очень милитаризованная страна. Все знакомые иностранцы, особенно немцы, которые приезжали на относительно долгое время, не просто туристами, удивлялись - как много у нас памятников, связанных с войной, как много военной формы на людях. Последнее - имелся в виду камуфляж, в котором сейчас ходят почти все в деревне, рыбаки, туристы и т.д. Но вид-то все равно милитаристский...
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 9th, 2015 02:35 pm (UTC)
(Link)
Ну памятники я могу понять, все-таки это солидный кусок истории. А вот камуфляж - да. А ведь я об этом даже не задумывалась. Действительно же, мы его воспринимаем как нормальную такую загородную одежду.
[User Picture]
From:annato_s
Date:May 9th, 2015 04:32 pm (UTC)
(Link)
Да, про памятники мы примерно так и объясняли. А то, что камуфляж - просто удобная одежда для пребывания на природе - до них не дошло, по-моему )))
[User Picture]
From:lerisha
Date:May 9th, 2015 12:58 pm (UTC)
(Link)
За последние пару лет я прочитала большое количество информации, которая с кровью вырывает из меня желание мифологизировать войну. А я росла на книжках про пионеров-героев, с дедушкой-ветераном, который практически ничего не рассказывал о войне, и желанием пойти в армию в конце школы.
Сейчас хреново очень. Смотрю на фотографии тех лет и думаю, а кто из вас, ребята, тоже творил ту мерзость, про которую так долго молчали в официальных источниках.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 9th, 2015 02:42 pm (UTC)
(Link)
О, у меня абсолютно то же самое в детстве - дедушка-ветеран, который ничего не рассказывал, книжки про пионеров-героев и мысли об армии (правда, только в младших классах). А потом перещелкнуло, но как-то в другую сторону - я не хочу про войну, война это страшно, и грязно, и очень страшно, и пожалуйста, пожалуйста, не надо подробностей, хотя все равно подробности напрыгивают периодически. Причем у меня почему-то сейчас с войной ассоциируются не сражения, взятия каких-то городов и т.п., а конц.лагеря и блокадный Ленинград. Или вот помнишь ту статью с воспоминаниями женщин-фронтовичек? Я сидела и ревела. А сегодня в городе было полно молоденьких девочек в пилотках и гимнастерках, и меня каждый раз передергивало, потому что я каждый раз вспоминала ту статью. Никакой к черту романтики.
[User Picture]
From:lerisha
Date:May 9th, 2015 02:48 pm (UTC)
(Link)
Я вот и про блокадный Ленинград читала (Три Девочки - одна из любимых книжек), и вроде бы много такого печального, но ничего отвратительного. Только грустное.
А теперь столкнулась с гадким, страшным. Оно внезапно стало физическим.
Про статью я в ГОО написала, мне ответили, что это вообще книга Алексиевич, У Войны не Женское Лицо.
И да, я тоже смотрю на подростков в форме, и тоска накатывает. Смотрю на дочь, и думаю о том, как убивали маленьких и больших детей, как сжигали в печах - ну и рыдаю, вот как сейчас примерно.
[User Picture]
From:manikeeva
Date:May 9th, 2015 04:14 pm (UTC)
(Link)
агрессия с детства воспитывается, да :(
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 10th, 2015 11:14 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, даже не столько сама агрессия, сколько отношение к агрессии :(
[User Picture]
From:ezhik_israely
Date:May 9th, 2015 05:25 pm (UTC)
(Link)
то что доходит до нас сюда, кажется просто диким. Все эти "сегодня Крым, завтра Рим". Я промолчала сегодня в ФБ и в ЖЖ на эту тему, не хотелось кого-то задеть из российских френдов. Но это реально приводит в ужас.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 10th, 2015 11:14 am (UTC)
(Link)
Мне отсюда это тоже кажется диким :(
[User Picture]
From:ezhik_israely
Date:May 10th, 2015 11:24 am (UTC)
(Link)
вот прямо сейчас у Доли в жж. Попыталась высказать про детей в форме и в танке-коляски - кто бы понял о чем я вообще.

http://sergeydolya.livejournal.com/974763.html
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:May 10th, 2015 11:30 am (UTC)
(Link)
Вот и я вчера видела в городе детей в форме, и мне от этого было жутко. Но, видимо, люди или не задумываются, или вкладывают какой-то другой смысл.
[User Picture]
From:Виктория Фз
Date:May 9th, 2015 06:18 pm (UTC)
(Link)
Полностью солидарна с мнением автора

Edited at 2015-05-09 09:18 pm (UTC)
[User Picture]
From:furry
Date:May 10th, 2015 06:07 pm (UTC)
(Link)
Ну да, такое у нас было милитари-детство. Я в 10-11 лет разбирала автомат Калашникова и ездила на соревнования по стрельбе из мелкашки. Когда я рассказываю об этом своим коллегам, они смотрят на меня с ужасом..
Powered by LiveJournal.com