?

Log in

No account? Create an account
Преподавание языка, особенно с нуля, все-таки довольно странное… - атипичный контрол-фрик
November 10th, 2015
07:39 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Преподавание языка, особенно с нуля, все-таки довольно странное занятие. Невольно узнаешь постороннего, в общем-то, человека так, как не планируешь узнавать даже своих близких, как он не планировал, чтобы его кто-то узнавал, как людям, кажется, вообще не положено друг друга узнавать. Практически залезаешь в чужую голову и растерянно осматриваешься по сторонам, как оно там, внутри. То, что в самом начале темы, на которые учишься говорить - я, моя семья, моя квартира, мой рабочий день, это мелочи. Но я же вижу, какие ассоциации у человека вызывает то или иное слово. Я вижу, для кого важна конечная цель, а для кого - сам процесс. Кто как реагирует на критику, на похвалу, на успехи и на трудности, что у кого с самооценкой и как эта самооценка соотносится с реальными достижениями.

Кто-то идет учить язык, удерживая перед глазами картинку, как он читает классику в оригинале или непринужденно общается с коллегами на рабочие темы, и оказывается горько разочарован, обнаружив, что спустя целый месяц занятий он не может поддержать беседу на уровне сложнее "мама мыла раму". Кто-то другой, наоборот, думает, что у него все равно ничего не выйдет, у него нет способностей, он уже учил что-то в школе и ничего не выучил, и когда спустя всего какой-то месяц занятий вдруг обнаруживает, что может без запинок сказать "мама мыла раму", приходит в восторг. А кто-то третий просто ловит кайф от процесса и не считает, сколько прошло занятий и сколько осталось учить.

Кто-то с третьей попытки с грехом пополам составив эти самые "мама мыла раму" заявляет, что ему надоело топтаться на одном месте и говорить только примитивными конструкциями, и требует выдать ему тут же, сразу, правила построения придаточных предложений, сослагательного наклонения и плюсквамперфекта. Кто-то впадает в ничтожество от единственной мелкой ошибки на всю домашнюю работу, он так и знал, что у него никогда ничего не получится, яхужевсех.

Кого-то надо постоянно гладить по шерсти: "Ты молодец! Хорошо! У тебя получается! Смотри, как много ты уже знаешь!" Кто-то от того, что его часто хвалят, напрягается и настораживается: "А что это меня хвалят? А вдруг это ирония? Кажется, меня не воспринимают всерьез", зато расцветает, получив честно заслуженную порцию волшебных пенделей.

Кто-то усваивает новую информацию легко, сплошным потоком, как данность. Вот как котик Локи бежит по коридору и доволен жизнью, его подхватываешь, берешь на руки - и он по-прежнему доволен жизнью: "Ок, концепция сменилась, теперь сидим на руках, бывает". Кто-то по каждому пункту требует обстоятельного обоснуя. Кто-то сходу замечает закономерности (иногда и там, где их нет) и чахнет при виде исключений (или требует, чтобы ему объяснили, чего это оно исключение), кто-то даже когда ему подаешь закономерность на протянутых ладонях, переспрашивает: "А можно я просто выучу каждое слово наизусть?" и радуется, когда разрешаешь.

Кто-то упорно цепляется за старые наработанные схемы, даже когда уже головой понял, что они тут не работают, все равно не может от них отойти, а кто-то сразу выстраивает новые алгоритмы. Кто-то третий видит, что здесь нужна новая схема, но не может ее выстроить сам, держа перед глазами текст правила. Для него этот текст нужно переписать в четкую последовательность, разбить на таблицы - тогда он поймет, а без этого нет. И это не о том, кто умнее или эффективнее, тот, кто легко сам выстраивает новые алгоритмы, может это делать не имея достаточной информации, так что его приходится переучивать чуть ли не каждый урок и уговаривать, чтобы он прекратил придумывать то, чего в языке нет, тот же, кто усваивает новые правила игры долго и болезненно, однажды все-таки усвоив, придерживается их неукоснительно без дополнительных усилий. У кого-то, кажется, в голове вообще нет никакой системы, все хранится вперемешку, без структуры, без взаимосвязей, или это такие взаимосвязи, что любой генератор случайных чисел обзавидуется (сегодня вторник, на прошлой неделе шел дождь, значит, здесь будет родительный падеж) - но и это в конечном итоге как-то работает. Кому-то нужны четкие таблицы, и никаких лишних слов, кому-то - запоминающиеся яркие примеры, кому-то - пространный экскурс в историю языка. Кому-то надо сказать: "На самом деле это все очень просто", кому-то: "На самом деле это все очень сложно".

И вот это все, всю вот эту изнанку своей умственной деятельности мне показывают каждый день, во всех подробностях, не думая о том, что за время урока я узнаю о своих учениках чуть ли не больше, чем они узнают от меня о немецком языке. Это как-то даже неловко - я же не просила мне это показывать, я вообще, честно говоря, на это совершенно не рассчитывала, меня никто не предупредил, что так будет.

В самом начале, на первых уроках, когда мы только-только учим правила чтения, я постоянно думаю о том, какой огромный объем информации нам предстоит переработать, насколько все переплетено и взаимосвязано, и как вначале надо будет выхватывать по кусочку оттуда и отсюда, чтобы в результате все собралось в единую работающую систему. Я знаю, что это неизбежно в каких-то местах будет сложно. Что-то придется зубрить. Для чего-то придется выворачивать свой привычный способ восприятия действительности наизнанку. Обязательно будут ошибки. Мне кажется, что этого всего слишком много, что это слишком необъятно, я знаю, что все получится, но мне трудно в это поверить. Когда я вижу, как паззл складывается, как оно постепенно начинает работать, как из ничего создается новое знание, по сути, новый для человека способ взаимодействия с миром, мне каждый раз кажется, что происходит что-то невероятное. Постепенно, по мере того, как язык становится привычным, его изучение становится уже более рутинным - ок, еще сколько-то слов, ок, еще одно правило. Но вот самое начало, когда я вижу, что ученик может поддержать пусть короткую, пусть простую, но настоящую беседу на языке - это круто, это непередаваемо круто. И удивительно, насколько это неповторимо с каждым учеником, каждый раз как первый.

Tags:

(19 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:kurlyandia
Date:November 10th, 2015 05:13 pm (UTC)
(Link)
здорово вы описываете. я никогда не думала, что учитель так узнает ученика.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 10th, 2015 08:48 pm (UTC)
(Link)
Не так, чтобы прямо каждого и во всех подробностях, но действительно очень многое видно.
[User Picture]
From:katevnik
Date:November 10th, 2015 05:20 pm (UTC)
(Link)
потому что Вы хороший учитель, Лена.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 10th, 2015 08:42 pm (UTC)
(Link)
Спасибо :)
[User Picture]
From:zdraste_nafig
Date:November 10th, 2015 06:55 pm (UTC)
(Link)
Красиво написала
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 10th, 2015 08:42 pm (UTC)
(Link)
Спасибо :)
[User Picture]
From:zdraste_nafig
Date:November 10th, 2015 06:59 pm (UTC)
(Link)
Собственно по теме: я как-то недолго поработала в школе, в группе шестиклассников. Была потрясена, как же они все видны насквозь. Сидят 8 человек и я, не поднимая головы, знала, кто списывает, кто высунул язык от напряжения, а кто разглядывает меня вместо картинки в учебнике. И мысль была: с ума сойти, как же фантастически легко ими при желании можно было бы поманипулировать.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 10th, 2015 08:44 pm (UTC)
(Link)
В школе я удивлялась, насколько, оказывается, с учительского места видно все, что происходит в классе. Пока сама сидела за партой, думала, что можно незаметно списать, передать записку, почитать книжку, а оказалось, что учителю это все видно как на ладони.
[User Picture]
From:dinasty
Date:November 10th, 2015 11:26 pm (UTC)
(Link)
Вы так здорово описываете, что мне сразу захотелось начать учить язык заново :) Плюсуюсь к комменту выше о том, что вы хороший учитель.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 11th, 2015 10:43 am (UTC)
(Link)
Спасибо :)
Если бы вы не были такой хорошей ученицей, не факт, что я бы вообще продолжила этим заниматься :)))
[User Picture]
From:lbond47
Date:November 11th, 2015 04:16 am (UTC)
(Link)
Как интересно!!
А я думала, что только бухгалтера такие разные... люди.
Вот здесь я писала про моих бухгалтеров и мои поиски "подхода", понимания бухгалтеров-человеков.
http://lbond47.livejournal.com/127126.html
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 11th, 2015 10:43 am (UTC)
(Link)
Люди вообще все разные, просто в некоторых ситуациях это более заметно, чем в других.
[User Picture]
From:lbond47
Date:November 12th, 2015 04:04 am (UTC)
(Link)
А ведь это талант (я не про себя) заметить, понять и найти подход к ЧЕЛОВЕКУ!
[User Picture]
From:tolstolapixa
Date:November 11th, 2015 07:46 am (UTC)
(Link)
Учитель - это судьба.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 11th, 2015 10:44 am (UTC)
(Link)
В моем случае - дурная наследственность :)))
[User Picture]
From:tolstolapixa
Date:November 11th, 2015 12:44 pm (UTC)
(Link)
Уууууу... семейная судьба! :)
[User Picture]
From:annato_s
Date:November 11th, 2015 02:41 pm (UTC)
(Link)
Я некоторое время работала преподавателем, и согласна, что преподавателю видны почти все уловки и поползновения учеников ))) Но вот оценка характера и каких-то внутренних характеристик - это замечает только хороший преподаватель. Мне даже любопытно стало - а к какому типу отношусь я? Прямо хоть начинай учить язык у вас )))

И немного офф-топа: наткнулась на баше на цитату со знакомым ником: http://bash.im/quote/436554
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:November 11th, 2015 02:52 pm (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:annato_s
Date:November 11th, 2015 03:08 pm (UTC)
(Link)
А, этот комент после меня был, и я его не увидела. Но баш не подвел - все лучшее преподнес с доставкой на дом )))
Powered by LiveJournal.com