?

Log in

No account? Create an account
Фейсбуком принесло инструкцию от девушки с синдромом Аспергера о том,… - атипичный контрол-фрик
March 17th, 2017
11:27 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Фейсбуком принесло инструкцию от девушки с синдромом Аспергера о том, как правильно общаться с людьми с синдромом Аспергера. Мне кажется, это вообще достаточно популярный жанр: как общаться с интровертами, как общаться с теми, у кого депрессия, еще с кем-то... и я вот думаю: с одной стороны, безусловно, хорошо, что об этом в принципе стали говорить, в том числе не бояться озвучивать диагнозы, а с другой - эти инструкции мне по-прежнему не нравятся.

Во-первых, человек - довольно сложное существо, он не определяется каким-то одним критерием, даже столь значимым. И люди с разнообразными синдромами, и интро- и экстраверты, и кто угодно еще - разные. Инструкция, которую человек составлял под себя, кому-то другому запросто не подойдет. Собственно, та самая девушка написала, что людей с синдромом Аспергера вместо того, чтобы объяснять им что-то словами, надо просто обнимать. А другая, с тем же синдромом, на это написала, что тот, кто ее без предупреждения тронет, будет убит на месте. Полезная инструкция, правда?

Во-вторых, просто подумайте, сколько у вас друзей, родственников, знакомых, людей, с которыми вы работаете? Вы можете про каждого из них сказать, например, предпочитают они чай или кофе? С сахаром или без? А помнить про каждого из этих людей весь их анамнез и причитающиеся инструкции вы можете? Или не надо вам помнить о них, пусть они помнят про вас, потому что у них-то все в порядке, а особенный и нуждающийся в специальном обращении тут только вы?

И это подводит нас к "в-третьих". В-третьих, необследованных людей все меньше, обратиться к специалисту уже не стыдно, по мнению некоторых даже модно. А если все-таки не хочется к специалисту, можно воспользоваться онлайн-тестом или методом Джером К. Джерома. И как мы будем мериться? Допустим, у Васи Аспергер и общаться с ним следует исключительно по специальной инструкции. И Петя, добрая душа, был бы рад так и сделать, да только у Пети депрессия, и для него сейчас достижение - встать с постели одним куском. А у Миши синдром дефицита внимания, и он не смог дочитать инструкцию до конца, как и Сережа - дислексик. Кстати, а вот если дислексик налезет на телефонофоба, кто кого сборет? А у Маши мигрень, и она не смогла прочитать инструкцию, потому что у нее все плывет перед глазами, а у Сигизмунда нет диагноза, но такая сложная жизненная ситуация, что ему честно нет дела до того, кто еще там что написал. Да и мама его, очевидно, никогда не любила, иначе почему его зовут Сигизмунд. Так что, чье кунг фу круче? Кто под кого должен подстраиваться, кто чьей инструкции должен следовать?

Мне кажется, говорить о любых своих особенностях можно и нужно, и здорово, что это делается достаточно открыто. Но именно формат инструкций "как общаться со мной" - тупик. Не может быть каких-то специальных правил для одних людей, других специальных правил для других людей, и так - семь миллиардов раз. Могут быть какие-то базовые общие нормы поведения, базовое уважение к людям в целом, со всеми их особенностями. И, может быть, стоит исходить не из того, как другие должны общаться с особенным мной, а как мне общаться с особенными другими. Потому что все особенные, и каждый в принципе мог бы составить специальную инструкцию, как лично с ним общаться (кстати, был бы занятный флешмоб, вам не кажется?)

И да, я крайне болезненно реагирую на постановку вопроса "я - особенный, вы - нет, так что вы мне все должны", у меня детская травма.

Tags:

(31 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:annato_s
Date:March 17th, 2017 08:42 pm (UTC)
(Link)
Кстати - очень продуктивная идея насчет инструкций по общению и флешмоба на эту тему )))
Если серьезно, то наверное, надо знать какие-то базовые моменты и основные особенности состояний, но только в том случае, если у тебя в окружении есть эти люди. Т.е. я в принципе могу выучить особенности людей с тем или иным синдромом, но если я их не встречаю - я это все быстренько забуду. Это как и с обычным заболеванием. Однажды коллега неожиданно упала с приступом, потеряла сознание, и это было страшно. Страшно потому, что никто из нас не знал толком что делать, кроме как вызвать скорую. А если бы мы знали о ее болезни хотя бы краем сознания, то действовали бы более продуманно
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 17th, 2017 08:51 pm (UTC)
(Link)
У меня на самом деле так же - я довольно любопытна, и мне довольно интересно читать или слушать, как выглядит мир для людей, так или иначе отличающихся от меня. Но если таких людей нет в моем окружении, я все равно забуду или перепутаю. А если есть, то это будет не "как общаться с Васей, у которого синдром Аспергера", а просто "как общаться с Васей". То есть, когда общаешься с любым человеком - так или иначе под него подстраиваешься же.
[User Picture]
From:urzik
Date:March 17th, 2017 08:59 pm (UTC)
(Link)
Я пост этот прочитал, и тоже удивлен. С чего вы решили, что вот прям Аспергер – и что-то там. Все равно что Женщина – и что-то там. Мужчина и что-то там. Ошибка сверхобобщения. Если про себя пишешь – так и пиши: со мной надо так-то, но других-то приплетать зачем?
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 17th, 2017 09:09 pm (UTC)
(Link)
К тому тексту у меня вообще много вопросов. В частности, вот то, что она Аспергер - это все-таки диагноз от специалиста или от онлайн-теста? Потому что в Аспергера, любящего обнимашки, мне верится с трудом. И какие-то вещи типа "не отвлекайте меня, когда я занята делом, потому что я Аспергер" - ну да, разумеется, люди без Аспергера просто обожают, когда их отвлекают. А если неожиданный телефонный звонок это такая серьезная проблема - почему бы не отключить у телефона звук? Я вот не телефонофоб ни разу и никаким местом, но я включаю на телефоне звук только когда сама жду звонка. Есть какая-то религия, которая запрещает так делать? Или правда проще объяснить семи миллиардам других людей, что не надо тебе звонить, чем отключить один единственный собственный телефон?
[User Picture]
From:suedpol
Date:March 18th, 2017 08:51 am (UTC)
(Link)
Хорошая идея про флешмоб!
Да, обобщать в любой ситуации глупо. Особенные, так или иначе, все, и я согласна, что надо просто руководствоваться принципами адекватного и вежливого общения. ( а про кого, например, помнишь, что с ним так нельзя, так хорошо, с ним так не надо, но запомнить это про всех... уфф). И вообще, никто не отменял возможности сказать, если что: со мной так не надо.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 18th, 2017 08:55 am (UTC)
(Link)
Помнишь обычно про близких людей или тех, с кем достаточно часто общаешься, и не потому, что тебе выдали инструкцию, а потому, что просто сказали. Правда, бывают те, кому можно десять раз сказать "не делай так со мной, пожалуйста", а они или отмахнутся, или сразу забудут, или, мое любимое, скажут что-нибудь вроде "мне трудно так не делать, я же особенный, а у тебя-то все в порядке, так что ты уж потерпи".
[User Picture]
From:yukka_
Date:March 18th, 2017 10:32 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, каждый в итоге такую инструкцию и составляет - не для всех на свете, но для близких, кому нужно не только что-то получить от человека, но и сделать, чтоб ему было хорошо. Чай-кофе - не болезненные темы, тут не страшно лишний раз переспросить. А вот помнить, что к Якову можно вломиться толпой среди ночи и он будет рад, а Аню нужно предупредить о визите не меньше чем за три дня — приходится, чтобы всем было хорошо, и мне, и Якову, и Ане. Другое дело что пишутся эти инструкции не кровью, конечно, но обидами и недопониманием. а вот если бы каждый про себя заранее выдал листок!..

А с нереальностью неуникальных инструкций, конечно, согласна. Рыжим морковь не предлагать.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 18th, 2017 10:42 am (UTC)
(Link)
Тут есть нюанс и это именно то, о чем я в числе прочего пыталась сказать: инструкция, как сделать хорошо или не сделать плохо другим людям, а не инструкция "как другие люди должны делать хорошо мне". Это разная изначальная установка.
И все-таки общие нормы, что обычно к людям без предупреждения среди ночи не вламываются, это, мне кажется, все-таки хорошая идея.
[User Picture]
From:lilmy
Date:March 18th, 2017 12:25 pm (UTC)
(Link)
обнять 0_о Мать моя женщина 0_о Аспергера обнять.... 0_о

ну да, если жизнь и здоровье совершенно не дороги, можно попытаться. Вероятно, первая попытка станет и последней - даже если аспергер умеет держать себя в руках и не попытается сразу обнимающего убить, то уж общение после этого сойдёт на нет...

Вообще, есть одна, совершенно универсальная инструкция для общения всех со всеми: спрашивайте словами через рот, вашу ж машу за обе ноги, комфортно ли собеседнику, нормально ли, можно ли сделать то или иное действие - и неважно, считается ли она или он "нормальным" или "особенным"!!!
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 18th, 2017 11:36 pm (UTC)
(Link)
Да-да, меня тоже очень порадовало предложение обнимать Аспергеров. Я не полезла переспрашивать - незнакомый совершенно посторонний человек, но я очень сильно подозреваю, что диагноз она себе поставила сама.
И да, спрашивайте словами через рот (и слушайте, что вам словами через рот говорят).
[User Picture]
From:eiternessel
Date:March 18th, 2017 02:10 pm (UTC)
(Link)

Я не врач, но с синдромом Аспергера знакома не по медицинской энциклопедии, поэтому идея с обнимашками кажется мне очень странной. Как минимум. Пришло в голову, что девушка-автор сама себе поставила диагноз, если пишет такие вещи:).

[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 18th, 2017 11:37 pm (UTC)
(Link)
Я тоже очень сильно подозреваю, что диагноз у нее именно самопальный, в первую очередь из-за обнимашек, но т.к. я ее совсем не знаю, точно сказать не могу.
[User Picture]
From:meduzanegorgona
Date:March 18th, 2017 06:46 pm (UTC)
(Link)
У меня на "рассказываю, как со мной, нежной феялкой, задыхающейся среди дубового хамья, обращаться, записывайте, я два раза не повторяю!" сразу включается сирена. Тоже, видимо, травма. А главное - к такой постановке вопроса склонны в основном товарищи, которые, скажем так, значительно менее трепетны, чем декларируют.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 18th, 2017 11:39 pm (UTC)
(Link)
Ага, именно. Настоящей нежной феялке (прекрасное слово) просто в голову не придет составлять инструкции для других людей и чего-то от кого-то требовать.
[User Picture]
From:enola_hey
Date:March 19th, 2017 08:26 am (UTC)
(Link)
С одной стороны действительно интересно посмотреть на мир глазами того же Аспергера, понять, как видишь что-то ты и как он. С другой стороны, в последние лет... ну, 10 точно, всякие аспергеры из выставленного доктором диагноза превратились у некоторых людей в модную фишечку.
"Я не безграмотный, не умеющий выразать свои мысли чувак, чьи посты выглядят как безграмотный бессвязный поток сознания и не хочу напрягаться, чтобы что-то с этим сделать, я просто очень особенный дисграфик, дислексик и еще у меня это... ну, которое мешает мысли выражать, я в кино видел, там еще такой глубокий внутренний мир, уважайте меня!"
"О, ты такая талантливая и неповторимая, а то, что ты с людьми общаешься как говно - это у тебя просто, наверное, аутизм в легкой форме, так что не обязательно напрягаться и общаться с людьми не как говно, это пусть они понимают, какая ты особенная и уникальная и под тебя подстраиваются, а если нет - пусть им будет стыдно!"
И так далее.
И вот это стремление выглядеть очень особенным, не таким, как все и при этом не напрягаться, а чтобы под тебя подстраивались - и это через присваивание себе диагноза, от которого действительно страдают те, кто им действительно обладает - это тошнотворно.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 19th, 2017 02:17 pm (UTC)
(Link)
Мне тоже кажется, что сейчас присваивать себе диагноз из разряда аспергер-социопат-вот это все - модная фишечка. И да, как бы такая индульгенция, я не хам, я особенный. И это вы должны под меня подстроиться, потому что вы-то здоровые.
При том, что, безусловно, существуют и реальные люди со всеми этими диагнозами, и им, конечно же, должно быть нелегко жить. Ну так а кому легко-то?
[User Picture]
From:irinalk89
Date:March 19th, 2017 09:45 am (UTC)
(Link)
Меня во всем этом смущает романтизация психических состояний (скажем так). Может, это витает в воздухе, может, это сформировано целым рядом модных сериалов с героями социофобами, но по сути - это вполне себе такой легкий пипец для родных и близких. Да и человеку с ним непросто. А публика почитав в тырнете, что у людей с Аспергером, как правило, высокий интеллект, говорит себе: "Вау, круто! Да у меня явный Аспергер. Да я такой социофоб". И это подводит нас к пункту "в-третьих". Если перед вами такой квази Аспергер, то все это "считаться" - ровно такое же извращенное кокетство, как и Аспергер, а если нет - то с ним просто невозможно будет не считаться, как, например, невозможно не считаться с аутизмом у детей. Но это не относится к дисграфии, дислексии и т.п.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 19th, 2017 02:21 pm (UTC)
(Link)
Да, есть такое. Причем такое впечатление, что некоторые смотрят эти сериалы и думают: "Вау, доктор Хаус / Шерлок так крут! Они всем хамят, а их все равно терпят! Я буду как они!", и совершенно упускают из вида, что эти персонажи - все-таки в первую очередь гении, и терпят их, сжав зубы, именно за это. А без гениальности с ними вряд ли бы кто-то так носился. Но гениальность себе никто не кидается отращивать, достаточно записаться в аспергеры или социофобы.
[User Picture]
From:caldeye
Date:March 19th, 2017 11:51 am (UTC)
(Link)
Обучение с младенчества тому, что кроме тебя на свете есть другие люди, и с ними нужно считаться - очень важная базовая вещь, очевидно, вроде бы, но о ней, по-моему, очень часто забывают, а то и вообще этожеребёнок. Потом жеребёнок вырастает в танк и едет по людям, какой сарпрайз.
Меня нисколько не утомляет, например, напоминать людям, которые со мной не часто общаются, что я не могу пить кофеиносодержащие напитки или что у меня сильная аллергия на кошачью шерсть. Это не день моей с ними свадьбы, нет причин это помнить (да и о дне свадьбы я думаю примерно так же, кому важно, тот и напомнит)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:March 19th, 2017 02:24 pm (UTC)
(Link)
У меня есть несколько пунктиков, о которых я сообщаю людям, с которыми более-менее близко общаюсь, и если повторять приходится несколько раз, да, меня это начинает утомлять. Но это касается довольно узкого круга людей, я не ожидаю, что об этом будут непрерывно помнить все семь миллиардов.
Powered by LiveJournal.com