Лена (kaffeesahne) wrote,
Лена
kaffeesahne

И все-таки, по поводу взаимоотношений между учеником и преподавателем.

Я искренне убеждена, что идеального, подходящего всем и каждому преподавателя, также, как и идеальной, подходящей всем методики, не существует. Слишком разные сами ученики, слишком разные возможности и запросы. Просто представьте себе, с одной стороны у нас человек с лингвистическим образованием, уже свободно говорящий на паре языков, к тому же, разбирающийся в теории, учит третий-четвертый-и так далее язык для собственного удовольствия, никуда не торопясь. С другой - технарь, которому и этот конкретный язык, и все остальные языки мира до одного места, но на работе обещали каких-нибудь плюшек, если заговорит за полгода. Нет, в принципе, можно и этих двоих учить одинаково, и даже в одной группе, но будет ли им от этого польза и удовольствие? Опять же, преподаватели тоже живые люди, у них разный темперамент, разный стиль общения, разные представления о прекрасном, жизненный опыт и специализация. Кому-то в радость натаскивать людей на сдачу экзаменов, кому-то - заниматься с детьми, кому-то - неспешно заниматься языком с теми, кому он хобби. И все это абсолютно нормально и имеет полное право на существование. Соответственно, у всех есть шанс найти именно то, что подходит именно тебе, и если преподаватель и ученик не сошлись, это не значит, что кто-то из них плох, просто не сошлись.

Из этого следует, что, да, безусловно, о чем-то можно и нужно договариваться с тем преподавателем, который есть - попросить еще раз или более подробно объяснить тему, назвать конкретные темы, на которые вы хотели бы научиться говорить, что-то еще. Но если вам приходится постоянно перетягивать одеяло, не устраивает темп, не устраивает подача материала - не один раз, а вообще, если вы регулярно выходите с занятия с ощущением "я тупайя", имеет смысл задуматься о том, чтобы поискать другого преподавателя. Причем такие вещи обычно чувствуются довольно рано, и на мой взгляд лучше не ждать, пока стерпится-слюбится. Если каждое занятие превращается в выяснение отношений, или вы его высиживаете сжав зубы, или после каждого занятия вам кажется, что преподаватель вам рассказал что-то не то, и лучше перепроверить по другим источникам, очень вряд ли от этого будет так уж много толку. Если вы не разочаруетесь в процессе совсем, то рано или поздно попадете к новому преподавателю, с совершенно другим подходом и системой обучения, и он будет хвататься за голову и говорить: "Боже, да чему же вас такому учили? Тут только начинать все заново". Оно вам надо?

В идеале для этого существуют пробные занятия, на которых не столько занимаются, сколько обсуждают - какие цели, какие пожелания, что считаем важным, что любим - не любим, сколько хотим - можем заниматься самостоятельно / сколько рассчитываем - готовы давать домашних заданий и т.п. И просто смотрят друг на друга и показывают себя. Если пробное занятие не понравилось - совершенно нормально отказаться от продолжения. Единственное - вот прямо очень круто, когда ученик находит в себе силы сообщить, что он не будет заниматься, прямым текстом, а не молча исчезает с радаров. Я понимаю, что это бывает неловко, и неудобно, и я так не могу, но преподаватель же под вас пару недель держит время в расписании, пока не поймет, что ага, тут ждать нечего.

Хм, пожалуй, пояснение: рассуждения вызваны тем, что я сегодня в очередной раз пришла к выводу: "Тут проще начать с начала, чем пытаться заткнуть дыры", одновременно понимая, что у моего предшественника наверняка была система, и наверняка в принципе эта система работает, просто я воткнулась куда-то в середину, и не понимаю, чему учили, чему не учили, что не так объяснили, что сама ученица забыла или перепутала. Говорят, все, кто что-то ремонтирует - будь то сантехники, автомеханики или компьютерщики, непременно ругают всех своих предшественников: "Да кто ж так делает". Вот я это как-то очень хорошо понимаю.
Tags: мысли, преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments