Лена (kaffeesahne) wrote,
Лена
kaffeesahne

Categories:
Итак, как выглядит преподавание по скайпу в моем исполнении. Как оно выглядит у кого-то еще, я не знаю (и была бы не против узнать).

Во-первых, я работаю с ноутбука. На нем, точнее, в облаке, у меня есть здоровенная папка со всеми материалами для преподавания. Внутри этой папки у меня есть, например, папка "грамматика", она разбита на подпапки "морфология" и "синтаксис", внутри "морфологии" еще отдельные подпапки для каждой части речи, а там уже файлы с упражнениями, необходимыми таблицами и, частично, с расписанной теорией. Другая папка называется "фонетика" - в ней упражнения для работы над произношением. Есть папки "Тексты", "Диалоги", "Слова по темам", "Картинки". Для меня принципиально, чтобы я могла найти любой файл за пару кликов, если у меня это не получается, я начинаю нервничать. Самая главная для меня папка - планы уроков. В ней много подпапок, каждая подисана номером урока и его кратким (в одно-два слова) описанием, в каждой - план урока, домашнее задание к нему, и любые другие материалы, которые мне точно потребуются на этом уроке. Планы уроков могут выглядеть по-разному. Там может быть написано, например: 1. Повторить модальные глаголы; 2. Почитать текст - этого будет достаточно. Но обычно там более подробно расписаното грамматическое правило, которое я хочу объяснить (чтобы самой не забыть рассказать о каких-нибудь нюансах), записаны примеры к нему, может быть, еще одно-два упраженния, если я хочу дать новую лексику - она будет там же. С примерами и упражнениями я вообще-то люблю импровизировать, это весело, это задорно, это не позволяет всему процессу превратиться в рутину, но бывает, что я не выспалась, или устала, или у меня мысли заняты чем-то еще, так что лучше иметь хотя бы какие-то заготовки. Опять же, иногда в процессе импровизации получается что-нибудь такое, что хочется использовать снова и снова - тогда после урока я это записываю на будущее. Картинки, которые я планирую описывать или использовать в качестве иллюстраций, я засовываю в тот же файл. Так я могу их сразу расположить в нужной последовательности и сделать к ним подписи, если это нужно. Раньше я сохраняла только ссылки, но несколько раз столкнулась с тем, что нужную мне картинку убрали, так что теперь как хомяк тащу все в нору. Правда, приходится регулярно чистить папку со скайповыми загрузками. Обычно, чем более это ранний урок, тем подробнее у меня расписано, что я хочу сделать, чем выше уровень ученика, тем больше пространства для импровизации.

Я настоятельно прошу учеников не звонить мне, когда наступает время урока, а писать в чат, после этого я перезваниваю сама. Дело в том, что когда я говорю, что у меня сколько-то уроков подряд, я имею в виду, именно подряд, стык в стык, без пауз. Точнее, после того, как я сократила продолжительность урока с 60 минут до 55, минимальные паузы появились (и это очень заметно улучшило мне качество жизни), но все равно постоянно случается, что я еще прощаюсь с одним учеником, а другой уже появился, или ученик уже появился, а я хочу еще добежать до кухни - выпить воды. В принципе, это для меня большой плюс занятий по скайпу - то, что я могу максимально эффективно использовать свое рабочее время, но да, перевести дыхание не получается.

Я обычно веду уроки с видео. Это не обязательно, его можно и отключить, например, если плохая связь, но я много жестикулирую, когда говорю, и, особенно, когда объясняю, так что если видео нет, мне кажется, что часть объяснения теряется. Одновременно я максимально активно использую чат. По сути он для меня то же самое, что доска для школьного учителя, с тем преимуществом, что и ученик может просмотреть его после урока, и я могу в него заглянуть "так, а что мы там в прошлый раз делали". Вот это для меня, пожалуй, основная фишка занятий именно по скайпу, я не представляю, как люди обходятся без этого в реале - должно быть как-то адски неудобно. Что-то по мелочи я просто набираю - я быстро печатаю, если я хочу дать новые слова списком или какое-то упражнение, я их копирую из плана урока, оттуда же копирую и кидаю в чат картинки. Если я хочу почитать длинный текст или диалог, или сделать несколько упражнений подряд, или дать ученику таблицу, я кидаю туда же, в чат, целый файл. Или, скажем, если я говорю "А кстати, хороший пример употребления глагола wollen для обозначения будущего времени можно услышать вот в этой песне", я туда же кидаю ссылку.

К сожалению, я пока не придумала, как можно было бы во время занятий по скайпу делать упражнения на аудирование, кроме очевидного "я читаю вслух", поэтому все, что можно послушать, я оставляю на самостоятельную работу.

Во время урока, как можно понять из предыдущего описания, у меня кроме скайпа открыты:
- выполненное домашнее задание к предыдущему уроку - в начале урока мы его разбираем;
- план урока - это основное, что у меня перед глазами, да, я могу объяснить большинство грамматических тем и никуда не глядя, по щелчку, но так спокойнее;
- словарь - я не скрываю от учеников, что пользуюсь словарем, в том числе и прямо во время урока, наоборот, я даю понять, что для занимающегося языком человека словарь - такой же естественный инструмент, как скальпель для хирурга или молоток для плотника, и нет никакого геройства в том, чтобы сделать что-то с ошибками, "зато никуда не подсматривая", лучше лишний раз перепроверить. Собственно, у меня мультитран - одна из трех закладок, которые я не закрываю никогда, и Duden - одна из самых часто посещаемых страниц;
- проводник, чтобы быстро найти другие нужные файлы, ну и сами эти файлы, разумеется, тоже.
Опять же, как люди это все делают в реале? Держат все в голове? Обкладываются бумажками? Жонглируют планшетом? Брррр.

Домашнее задание я присылаю после урока. У меня есть готовые задания к каждому уроку, но их всегда приходится просматривать и, как правило, что-нибудь доделывать: прошли меньше или больше, чем запланировано, спонтанно забежали вперед или повторили что-то из пройденного раньше, взяли какую-нибудь нужную именно этому конкретному ученику лексику - приходится просматривать старые запасы, нет ли у меня чего-нибудь подходящего для такого случая, или гуглить, или, о да, придумывать самой.

Каждый рабочий день в моем календаре (а это еще одна из никогда не закрывающихся вкладок) с 16 до 17 внесен методический час. Это время, когда я готовлю для учеников домашние задания, проверяю то, что они прислали, готовлюсь к предстоящим урокам, если есть время и желание, придумываю что-нибудь на будущее, про запас, или разбираю и сортирую уже имеющиеся запасы. Разумеется, если у меня нет никакой такой работы, я не буду сидеть, и делать вид, что я работаю - я не офисный сотрудник, и если мне надо именно в это время, например, куда-то уйти, ок, я сделаю все дела раньше или позже, никто за мной не следит, а если нашло вдохновение, я просижу над новой темой и два, и три часа, но выделить под эту работу специальное время оказалось одним из оцень ценных лайфхаков: во-первых, это помогает эффективнее жонглировать двумя работами, вот это все "ааааа, мне надо переводить, мне надо готовиться к урокам, я не знаю, за что хвататься раньше, если я перевожу, я себя чувствую виноватой перед учениками, если я готовлюсь к урокам, я себя чувствую виноватой перед заказчиками" из моей жизни ушло благодаря более четко структурированному времени. Во-вторых, это отменяет проблему "Ученик прислал сделанное домашнее задание поздно ночью, когда я уже собиралась спать, проверять или нет?" Ученики знают простое правило: если задание пришло до 16:00 соответствующего дня, я его гарантированно проверю, если позже - увы. И, наконец, в-третьих, это помогает лучше отдавать себе отчет в том, что если я провела за день 5 или 6 уроков, это не значит, что я работала 5 или 6 часов - работала я по факту больше. Когда тут быстренько что-то проверила, там скоренько что-то отправила, об этом забываешь, а потом думаешь, как же так, я же, вроде, и не делала ничего, что ж я так устала, и куда делось время?

Домашнее задание это вордовский файл, в котором еще раз расписана та грамматика, которую мы проходили на уроке, даны пройденные новые слова, и несколько упражнений, обычно от трех до пяти, плюс-минус. К сожалению, иногда бывает, что руки не доходят расписать грамматику или найти /придумать побольше упражнений, но я над этим постоянно работаю. Для прочитанных текстов задание стандартное "придумайте предложения или небольшие ситуации с новыми словами и задайте вопросы к тексту". Конечно, можно было бы придумывать что-то более сложновывернутое, но на мой взгляд этого достаточно. Домашние задания я отправляю по электронной почте, и прошу присылать выполненные так же, в почте мне удобнее отслеживать, от кого что пришло, что я уже проверила, что еще нет.

Да, не смотря на то, что проверка домашних заданий это мое рабочее время, за которое мне дополнительно никто не платит, я предпочитаю все проверять до урока. Таким образом я вижу, насколько ученик разобрался в новой теме, и не забыл ли он что-то из пройденного раньше, и могу заранее подстроить под это свои планы, может быть, подготовить дополнительные упраженния, или подумать, как еще объяснить правило.

Я не интересуюсь, переписывает ли ученик новые слова куда-то в тетрадь, или копирует их в отдельный файл во время урока или после, делает ли он какие-то записи во время моих объяснений, сохраняет ли, и в каком виде, то, что получает от меня - я считаю, взрослые люди сами в состоянии разобраться, как им удобнее, и что для них наиболее эффективно. Если я знаю, что я со своей стороны отправила все необходимое, то, что происходит на другой стороне, личное дело другой стороны. Хотя, конечно, когда точно знаешь, что ты же все отправляла, а ученик говорит, что а он не знает, а у него ничего нет, это обидно.

Если возникли какие-то вопросы, задавайте, если вы что-то делаете по-другому, расскажите.
Tags: преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments