Лена (kaffeesahne) wrote,
Лена
kaffeesahne

Categories:
Постепенно склоняюсь к мысли, что при изучении иностранного языка основной фактор, от которого зависит успех всего процесса - сам ученик. А методика, преподаватель, нахождение в языковой среде или вне ее, еще какие-то внешние условия, важны скорее на уровне "что больше подходит этому конкретному ученику в этой конкретной жизненной ситуацаии".

То есть, вот я. Одна и та же, с одной и той же способностью что-то объяснять, с одной и той же харизмой, с одним и тем же набором примеров, упражнений и текстов, с одними и теми же представлениями о прекрасном, и если ученики занимаются с нуля, то и с одной и той же программой. И вот, допустим, два человека одновременно начинают заниматься одним и тем же немецким с одной и той же мной по одной и той же программе. Через пару месяцев непременно окажется, что знания у них при всем вот этом - разные. Может оказаться, что один учится гораздо быстрее другого (максимальная разница между самым быстрым и самым медленным учеником, какую я наблюдала - в шесть раз). Может оказаться, что теоретически они идут с одной и той же скоростью, но при этом у них совершенно разные сильные и слабые стороны. И с каждым занятием эта разница будет только заметнее. И даже не всегда скажешь, что вот этот учится лучше, этот хуже, но все по-разному. При том, что на моей стороне - все одно и то же.

Или, скажем, я знаю, что мои ученики часто спотыкаются на одних и тех же местах, существенную часть таких мест я могу перечислить, и да, периодически я думаю, что у настоящего-то сварщика такого не было бы. И тут приходит ко мне ученик от другого преподавателя, а то и с каких-нибудь породистых курсов, и что я вижу? Он делает ровно те же ошибки. Хотя ему это правило объяснял другой преподаватель, на других примерах, и с другими упражнениями.

Или наоборот, приходит ученик от другого преподавателя, делает ошибку, я его прошу вспомнить правило, а он или говорит, что они такого не проходили, или несет какую-то фейерическую ахинею, и я стараюсь не высказываться по поводу коллег, но мысленно хватаюсь за голову и ору: "Да кто ж так учит!". А следом, буквально вот на следующем уроке такую же ошибку делает мой ученик, с которым мы это правило точно проходили, и которому я точно все объясняла на мой взгляд хорошо и правильно. Прошу вспомнить правило. А ученик, которого я учила, старалась, и правило объясняла, и примеры приводила, и упражнения мы делали, много, заявляет, что мы это не проходили. Или начинает мало того, что нести ахинею, так это еще и точно такая же ахинея, как у чужого ученика. И уже приходится мысленно извиняться перед незнакомым коллегой, потому что при таком раскладе нельзя исключить, что и тот незнакомый коллега все объяснял хорошо и правильно, и мне бы понравились и его примеры, и его упражнения, но оно почему-то у обоих наших учеников в голове осело вот так.

А потом еще на следующем уроке уже чисто проверить спрошу третьего ученика, которому тоже объясняла это правило, напоминаю, с теми же примерами, с теми же упражнениями - и он его почему-то помнит нормально. Или ненормально, но зато как-то по-своему. Или не может вспомнить правило, но и ошибок не делает.

Из этого можно было бы сделать много разных интересных выводов, но я пока только настороженно отношусь к преподаванию группе - не понимаю, как это все сводить к общему знаменателю. Хотя как-то люди сводят, и, вроде, ничего.
Tags: преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments