?

Log in

No account? Create an account
Я беру учеников любого уровня, но мое самое любимое - однозначно… - атипичный контрол-фрик
September 17th, 2018
01:44 am
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Я беру учеников любого уровня, но мое самое любимое - однозначно учить с нуля.

Учить с чистого листа хорошо. Во-первых, все участники процесса понимают, где они находятся, а именно, в самом начале. Никаких двояких толкований и разницы восприятия.

Во-вторых, у меня есть четкая подробная программа, и я знаю, что если идти по ней с неотвратимостью тевтонской свиньи, она покроет всю нужную грамматику, причем в кажущейся мне разумной и целесообразной последовательности, и даст хороший запас лексики. Причем в большинстве случаев лексика и грамматика подобраны так, чтобы проходить определенный кусок новых слов именно в тот момент, когда проходится подходящая к этим словам грамматика, то есть, одно и то же упражнение позволит и отработать новую грамматическую конструкцию, и повторить выученные слова. Да, моя программа не идеальна, потому что не бывает идеальной программы, да, кому-то она подходит больше, кому-то меньше, потому что любая программа подходит кому-то больше, кому-то меньше, но я знаю, что она работает. И, разумеется, кто-то ее проходит быстрее, кто-то медленнее, но я в любой момент знаю, что мы уже прошли, что мы проходим сейчас, что мы собираемся проходить в обозримом будущем. Что нужно повторить, что отработать, к чему подготовиться. Я понимаю, что я контролирую процесс.

В-третьих, когда учишь иностранный язык, в какой-то момент случается волшебство: "Ух ты, сколько я всего могу сказать! Я услышал песню, и я понял, о чем она! Я могу выразить свои мысли спонтанно, даже если мы не отрабатывали именно эту тему!" - и я могу разделить это с учеником.

В-четвертых, даже если ученик слабый, и даже если мы с ним проходим все очень медленно, при сравнении было-стало виден результат, что прошли - все наше, мы молодцы. С сильным учеником результат виден тем более. Это безумно круто, понимать, что человек, с которым ты 50 занятий назад разучивала буквы, может написать длинное сочинение "как я провел летние каникулы" или поддержать спонтанную беседу о любимом писателе, что вот это - мы сделали.

А теперь представим себе, что человек уже учился на каких-то курсах, потом еще немного сам, потом на других курсах, и уже и то умеет, и это, и придаточные, и о погоде, и вообще. При этом, как мне кажется, люди склонны оценивать свои знания по верхней планке - вот то самое сложное, что они умеют сказать, или то, что им кажется самым сложным, или то, что им кажется, что они умеют сказать, это они и считают своим уровнем. Я раньше тоже так считала, но постепенно пришла к тому, чтобы оценивать знания нового ученика наоборот, по нижней планке, то есть, не важно, что вы знаете о придаточных предложениях, конъюнктиве и прочем плюсквамперфекте, если вы не умеете спрягать глаголы в настоящем времени, вы не умеете спрягать глаголы в настоящем времени. И уже здесь мы видим противоречие и потенциальный источник взаимного недовольства.

Теперь программа. Раньше я пыталась подхватить с того места, где, вроде бы, остановился мой предшественник, и двигаться дальше, попутно затыкая обнаруженные дыры. Это мучительно для всех участников. Давайте поговорим о плюсквамперфекте. Ой, нет, какой плюсквамперфект, давайте сначала перфект. Уууу, забудьте, давайте начнем с презенса. Ага, ничего так презенс, работаем, работаем презенс. Погодите, что значит, вам ничего не говорили про отделяемые приставки? Оооок, хорошо, давайте поговорим про отделяемые приставки. Ага, про рамочную конструкцию вы тоже не знаете. Вы уверены, что вам про нее не рассказывали? Хорошо, давайте поговорим про нее. Нет, это не отделяемая приставка, это возвратный глагол. Прекрасно, теперь нам надо поговорить и про склонение местоимений тоже. Да, я помню, что вы хотели плюсквамперфект. Контроль над ситуацией выглядит совсем по-другому.

Сейчас я пытаюсь скорее найти самое слабое место и идти от него как если бы я шла с нуля. Тоже не сказать, чтобы идеально - понятно, что упражнения, рассчитанные на начинающих, продвинутым пользователям неинтересны - все слова знакомые, тексты слишком простые, и скучно, и обидно. И при этом переучиваться практически всегда сложнее, то есть, с одной стороны, "мне скучно, мне слишком просто", а с другой стороны, упражнений нужно больше, чем начинающим. И все равно, вроде, в упражнениях все хорошо, а начинает говорить - и говорит опять, как привык. А я разрываюсь между желанием исправлять ошибки, потому что иначе не очень понятно, что мы тут делаем, и опасением, что я так отобью желание говорить на языке, и привью, наоборот, всякие комплексы, а это - примерно последнее, чего мне бы хотелось.

А разработать отдельную программу для таких случаев практически невозможно, потому что все очень разные, к тому же, непредсказуемые, распланировать материал на три занятия вперед и то сложно.

То есть, никакого волшебства, скорее тревожность, досада и неопределенность.

И - я не могу оценить прогресс. Мы это правда выучили? Или оно в общем и целом так и было? Правда стало меньше ошибок или это я притерпелась? И еще сложно разделить, что там от ученика, что - от моего предшественника. Плохо объясняли или не выучил? Неудачная программа или нет способностей? На что, исходя из этого, настраиваться? Доставать вузовский учебник или упражнения для начинающих?

Не смертельно, разумеется. Все решаемо, все так или иначе разруливается, обычно даже ко всеобщему удовольствию, но сложно.

И выводы: во-первых, я сталкивалась, и не раз, с установкой "я сейчас позанимаюсь самостоятельно, как попало, а потом, когда будет время, позанимаюсь с преподавателем уже хорошо" - на мой взгляд, так не надо, лучше хорошо сразу. Во-вторых, в принципе, я вижу довольно много плюсов и в том, чтобы в процессе обучения сменить нескольких преподавателей, но, на мой, безусловно, крайне предвзятый, взгляд, стоит иметь в виду, что с этим могут быть связаны и определенные проблемы. В частности, например, если вы начали с кем-то заниматься, и с первых же уроков чувствуете, что вам этот преподаватель не очень нравится, мне кажется, лучше не настраиваться, что мы сейчас пройдем этот учебник, а потом я уйду к другому преподавателю, а уходить к другому преподавателю сразу.

Tags:

(3 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:suedpol
Date:September 17th, 2018 09:10 am (UTC)
(Link)
Как раз на этой неделе об этом думала. Как хорошо обучать с нуля, и сколько проблем бывает, когда приходит ученик, который где только до этого немецкий не учил, как только не учил, но пробелов полно. Но у меня таких, к сожалению, очень много. У нескольких я пятый или шестой преподаватель. И да, я тоже за то,что если понятно, что преподаватель или методика как-то не устраивают- менять сразу. А народ иногда банально боится. Только вчера прослушала историю о том, как ребенка водили на английский к очень давящей мадам, которая типа давала знания. 5 лет. В этом году ребенок закатил истерику, сказал, не пойдет больше под дулом пистолета. Мама и тетя боятся менять преподавателя! А я час убеждала, что это необходимо. Убедила, нашла им нового.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:September 17th, 2018 02:59 pm (UTC)
(Link)
Я не понимаю, чего они боятся. Что новый преподаватель будет еще хуже?
[User Picture]
From:suedpol
Date:September 18th, 2018 10:03 am (UTC)
(Link)
Они считают, что будет хуже для девочки, не подойдет и т.д. Я долго объясняла, что они имеют право выбора. И надо пробовать, потому что тетя банально орет на девочку на занятиях. В понимании людей советской закалки это называется - доносить знания.
Powered by LiveJournal.com