Лена (kaffeesahne) wrote,
Лена
kaffeesahne

Categories:
Бывает, что ученик слабый, и язык ему не дается никак, уже и так пробуешь, и эдак, а каменный цветок все не выходит, а сказать человеку прямо, что вы знаете, вам не дано, как-то неловко. Бывают при этом те, кто и сам это про себя прекрасно знает, и все равно получает удовольствие от процесса, и тогда все хорошо, а бывает же, что человек надеется и нет-нет да и спросит: "Ну когда же я уже заговорю?" - и это очень грустно. И вот когда такой ученик наконец решает, что у него нет времени продолжать занятия, выдыхаешь.

Или, скажем, ученик не то, чтобы слаб, но, может быть, как-то по-человечески неприятен, или ленив, или ждет, когда же ты уже перестанешь над ним издеваться, а просто откроешь ему голову и сложишь нужные знания, и тоже, когда он в тебе окончательно разочаровывается и исчезает из твоей жизни, думаешь: "Хорошо-то как".

А вот бывает, что ученик всем хорош. И общаться с ним приятно, и учится он хорошо, и за два-три года его уже научишь всему необходимому, и дальше уже даже задумываешься: "Ну хорошо, а дальше-то тебя чему учить?" То есть, так-то язык можно изучать бесконечно, я занимаюсь немецким дольше, чем некоторые мои друзья живут, и все равно все время нахожу для себя что-то новое, но все-таки это не то, что нужно каждому и на каждый день, а тут человек уже может общаться на произвольную тему, и книжки читать, и кино смотреть, и я могу что-то еще объяснить, но внутри себя склоняюсь к мысли, что на этом этапе нужно меньше объяснений и больше практики. И когда такой ученик решает, что ему достаточно, испытываешь смешанные чувства - с одной стороны, грустно расставаться с хорошим человеком, а с другой понимаешь, что вот так - хорошо и правильно. И ученику сейчас лучше будет сменить ощущение "я учу немецкий" на ощущение "я знаю немецкий", и у меня - законченный проект, я научила, я сделала. Очень хорошее чувство.

А вот когда ученик нравится, и учится он хорошо, и между вами, вроде, все нормально, но на середине пути пишет, что сейчас никак, обстоятельства изменились, надо все поставить на паузу - грустно. Понимаешь, что могла бы еще многому научить, и довести все до конца, а тут вдруг вот так. Ничего не поделаешь, но очень обидно. О некоторых таких недоученных учениках годами вспоминаю и ловлю себя на желании самой написать и спросить, как вы там, не хотите ли доучиться, я же знаю, что у вас бы все прекрасно получилось.

Хорошо и радостно заниматься с теми, кто занимается для себя, ради собственного удовольствия. Тут можно и рассказать что-то о теории, и какую-нибудь связанную с языком байку из собственного опыта, и любая грамматика не вызывает вопросов, нельзя ли как-то без нее обойтись, и любой текст и диалог в радость.

С теми же, кому язык нужен, но не желанен, заниматься тяжело, даже если ученик способный и учится без каких-то особых проблем. Но учить языки ему не нравится, и немецкий никогда не нравился, и вообще у него другие интересы, но вот так вышло, по работе заставляют, и приходится тратить время и силы на неприятное и неинтересное. И по-человечески очень хорошо его понимаешь, но как же выматывает быть частью той силы, что заставляет и принуждает. Все в тягость, все - обуза. А действительно ли мне нужна эта грамматика? А почему мы так долго говорим на эту тему? А зачем мне делать это упражнение? А для чего мы читаем этот текст? И уж конечно, не надо мне никаких ваших "занятных фактов", и "интересных слов" тоже не надо, и музыку на языке я фоном слушать не буду, и еще чувствуешь себя, как будто каждым сделанным упражнением и выполненным домашним заданием тебе делают одолжение.

А я в этом плане человек простой, как деревянная табуретка. Надо - учи. Не хочется - не учи. Любой человек имеет право любить или не любить любой язык, мне вот испанский не нравится, и ничего. Я определенно всегда в и любой момент предпочту, чтобы мне не рассказывали о том, что кому-то не нравится немецкий, но у меня есть даже и хорошие друзья, которым он не нравится. Не считаю нужным ни для себя, ни для благополучия человечества кого-то в чем-то переубеждать. Как-то подслащивать пилюлю, мол, давай мы сделаем вид, что тебе все-таки хорошо - ну не знаю, если бы так попытались поступить со мной, я бы оскорбилась. Все взрослые люди, сами знаем, что нам нравится и нет, чего мы хотим и не хотим. Может, я в какой-то степени личной харизмой и могу сделать процесс более интересным, но я ничего не могу поделать с печальным фактом, что если вы хотите выучить язык, вам придется разбираться в грамматике, делать упражнения, читать и пересказывать тексты.

Иногда думаю, как оно было бы, преподавать где-то в ВУЗе, где есть возможность поставить плохую оценку, а то и отругать, или заставить отрабатывать. А иметь в виду всякие личные обстоятельства, наоборот, можно было бы и нет. Если подумать - совершенно другая вселенная.
Tags: мысли, преподавание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments