?

Log in

No account? Create an account
Бывает, что ученик слабый, и язык ему не дается никак, уже и так… - атипичный контрол-фрик
January 13th, 2019
06:05 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Бывает, что ученик слабый, и язык ему не дается никак, уже и так пробуешь, и эдак, а каменный цветок все не выходит, а сказать человеку прямо, что вы знаете, вам не дано, как-то неловко. Бывают при этом те, кто и сам это про себя прекрасно знает, и все равно получает удовольствие от процесса, и тогда все хорошо, а бывает же, что человек надеется и нет-нет да и спросит: "Ну когда же я уже заговорю?" - и это очень грустно. И вот когда такой ученик наконец решает, что у него нет времени продолжать занятия, выдыхаешь.

Или, скажем, ученик не то, чтобы слаб, но, может быть, как-то по-человечески неприятен, или ленив, или ждет, когда же ты уже перестанешь над ним издеваться, а просто откроешь ему голову и сложишь нужные знания, и тоже, когда он в тебе окончательно разочаровывается и исчезает из твоей жизни, думаешь: "Хорошо-то как".

А вот бывает, что ученик всем хорош. И общаться с ним приятно, и учится он хорошо, и за два-три года его уже научишь всему необходимому, и дальше уже даже задумываешься: "Ну хорошо, а дальше-то тебя чему учить?" То есть, так-то язык можно изучать бесконечно, я занимаюсь немецким дольше, чем некоторые мои друзья живут, и все равно все время нахожу для себя что-то новое, но все-таки это не то, что нужно каждому и на каждый день, а тут человек уже может общаться на произвольную тему, и книжки читать, и кино смотреть, и я могу что-то еще объяснить, но внутри себя склоняюсь к мысли, что на этом этапе нужно меньше объяснений и больше практики. И когда такой ученик решает, что ему достаточно, испытываешь смешанные чувства - с одной стороны, грустно расставаться с хорошим человеком, а с другой понимаешь, что вот так - хорошо и правильно. И ученику сейчас лучше будет сменить ощущение "я учу немецкий" на ощущение "я знаю немецкий", и у меня - законченный проект, я научила, я сделала. Очень хорошее чувство.

А вот когда ученик нравится, и учится он хорошо, и между вами, вроде, все нормально, но на середине пути пишет, что сейчас никак, обстоятельства изменились, надо все поставить на паузу - грустно. Понимаешь, что могла бы еще многому научить, и довести все до конца, а тут вдруг вот так. Ничего не поделаешь, но очень обидно. О некоторых таких недоученных учениках годами вспоминаю и ловлю себя на желании самой написать и спросить, как вы там, не хотите ли доучиться, я же знаю, что у вас бы все прекрасно получилось.

Хорошо и радостно заниматься с теми, кто занимается для себя, ради собственного удовольствия. Тут можно и рассказать что-то о теории, и какую-нибудь связанную с языком байку из собственного опыта, и любая грамматика не вызывает вопросов, нельзя ли как-то без нее обойтись, и любой текст и диалог в радость.

С теми же, кому язык нужен, но не желанен, заниматься тяжело, даже если ученик способный и учится без каких-то особых проблем. Но учить языки ему не нравится, и немецкий никогда не нравился, и вообще у него другие интересы, но вот так вышло, по работе заставляют, и приходится тратить время и силы на неприятное и неинтересное. И по-человечески очень хорошо его понимаешь, но как же выматывает быть частью той силы, что заставляет и принуждает. Все в тягость, все - обуза. А действительно ли мне нужна эта грамматика? А почему мы так долго говорим на эту тему? А зачем мне делать это упражнение? А для чего мы читаем этот текст? И уж конечно, не надо мне никаких ваших "занятных фактов", и "интересных слов" тоже не надо, и музыку на языке я фоном слушать не буду, и еще чувствуешь себя, как будто каждым сделанным упражнением и выполненным домашним заданием тебе делают одолжение.

А я в этом плане человек простой, как деревянная табуретка. Надо - учи. Не хочется - не учи. Любой человек имеет право любить или не любить любой язык, мне вот испанский не нравится, и ничего. Я определенно всегда в и любой момент предпочту, чтобы мне не рассказывали о том, что кому-то не нравится немецкий, но у меня есть даже и хорошие друзья, которым он не нравится. Не считаю нужным ни для себя, ни для благополучия человечества кого-то в чем-то переубеждать. Как-то подслащивать пилюлю, мол, давай мы сделаем вид, что тебе все-таки хорошо - ну не знаю, если бы так попытались поступить со мной, я бы оскорбилась. Все взрослые люди, сами знаем, что нам нравится и нет, чего мы хотим и не хотим. Может, я в какой-то степени личной харизмой и могу сделать процесс более интересным, но я ничего не могу поделать с печальным фактом, что если вы хотите выучить язык, вам придется разбираться в грамматике, делать упражнения, читать и пересказывать тексты.

Иногда думаю, как оно было бы, преподавать где-то в ВУЗе, где есть возможность поставить плохую оценку, а то и отругать, или заставить отрабатывать. А иметь в виду всякие личные обстоятельства, наоборот, можно было бы и нет. Если подумать - совершенно другая вселенная.

Tags: ,

(30 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:note_buki
Date:January 13th, 2019 06:38 pm (UTC)
(Link)
Кстати, вот интересно, вам идиш понятен? Они же родственные с немецким языки.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 13th, 2019 06:44 pm (UTC)
(Link)
Моя преподавательница иврита знает идиш и говорит, что общалась на нем с немцами, и немцы даже не понимали, что это другой язык. Просто такой вот немного странный немецкий. Я понимаю обычно отдельные слова. Ну и иногда, если слышу что-то на идиш, в первую секунду думаю, что схожу с ума, потому что это явно немецкий, но я его почему-то не понимаю.
[User Picture]
From:note_buki
Date:January 13th, 2019 08:40 pm (UTC)
(Link)
А ну это примерно, как у меня с украинским, чувствую, что должна понимать, что говорят, но ничего не понимаю)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 13th, 2019 08:48 pm (UTC)
(Link)
О, вот на украинском я в порядке хобби читаю несложные книги, хотя на слух, конечно, понимаю далеко не все. Насчет идиша в глубине души я вынашиваю коварный план, когда выучу иврит достаточно, чтобы бегло читать, найти книги на идише и попробовать их читать :)
[User Picture]
From:im_puls
Date:January 13th, 2019 07:21 pm (UTC)
(Link)
Давно хотела тебя спросить. Когда немцы говорят verhandlungssicher, они примерно какой уровень языка имеют в виду? Как у тебя, т.е. С2 с верхом, или моего вяленького В2 с претензией на возможный С1 тоже может хватить под это определение?
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 13th, 2019 07:32 pm (UTC)
(Link)
Насколько я понимаю, какого-то единого мнения или стандарта не существует, но скорее как у меня, т.е. когда человек может действительно вести переговоры, в том числе, например, по юридическому документу на многоденег, в котором должно быть выверено каждое слово. По крайней мере, я слышала такое определение от дружественного немца.
При этом я, конечно, понимаю, что какие-то усредненные обозначения для уровней владения языком нужны для разных практических целей, но считаю, что вот это голое "у меня А2" или "С1" в большинстве случаев вообще ни о чем не говорит, уже потому, что умение сдать экзамен это совсем не то же самое, что умение обращаться с языком (и дальше я могу выступать на эту тему бесконечно :))) )
[User Picture]
From:im_puls
Date:January 13th, 2019 08:05 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
Вопрос, конечно, интересный, потому что написанный текст и говоримое на слух я понимаю, например, значительно лучше, чем говорю. Причём на английском тоже. А пишу на обоих иностранных языках хуже всего. Интересненько.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 13th, 2019 08:21 pm (UTC)
(Link)
Тут еще вопрос: а в чем у тебя больше всего практики? И что у тебя с теми же видами речевой деятельности в родном языке? По моим (непроверенным) ощущениям люди, без умолку болтающие на родном языке, и на иностранном заговаривают легко (пусть и с ошибками), те же, кто стесняется говорить на родном языке, вдвойне стесняется говорить на иностранном. Или не стесняются, а, скажем, не знают, о чем.
Ну и отдельным пунктом не могу не упомянуть темы экзаменационных сочинений. Это же адский ад, я по большинству этих тем и на русском ничего не могу сказать, даже под дулом пистолета, так что это вообще не показатель ничего.
[User Picture]
From:leleshka
Date:January 13th, 2019 11:09 pm (UTC)
(Link)
Я как-то сразу поняла, что препод в вузе или школе из меня не получится. Мне важно идти от ученика, в его темпе,с учетом его особенностей. а когда их много и они разные, меня разрывает как хомячка :)
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 13th, 2019 11:54 pm (UTC)
(Link)
Вот поэтому я никак не соберусь вести занятия на группу :)
[User Picture]
From:leleshka
Date:January 14th, 2019 12:10 am (UTC)
(Link)
меня как-то уговорили взять сразу двоих. нервов уходит не в два, а в четыре раза больше.
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 14th, 2019 01:02 am (UTC)
(Link)
Возможно, когда группа больше, так что уже явно нет шансов подстроиться под каждого, это как-то проще.
[User Picture]
From:tolstolapixa
Date:January 14th, 2019 02:40 pm (UTC)
(Link)
По моим наблюдениям, это правда! Группы побольше существенно легче вести, чем маленькие. Они там сами друг друга энергетизируют и отчасти учат.
[User Picture]
From:konj_v_paljto
Date:January 14th, 2019 08:05 am (UTC)
(Link)
>
А вот когда ученик нравится, и учится он хорошо, и между вами, вроде, все нормально, но на середине пути пишет, что сейчас никак, обстоятельства изменились, надо все поставить на паузу - грустно. Понимаешь, что могла бы еще многому научить, и довести все до конца, а тут вдруг вот так. Ничего не поделаешь, но очень обидно. О некоторых таких недоученных учениках годами вспоминаю и ловлю себя на желании самой написать и спросить, как вы там, не хотите ли доучиться, я же знаю, что у вас бы все прекрасно получилось.

Понятно, почему нельзя просто так взять и написать и спросить.
Но вот что, мне кажется, можно - в момент расставания задать вопрос: "напомнить о себе через *время*?..".
и с вот таким заданным вопросом - мне кажется, - заметная часть поставивших на паузу может вернуться, потому что рады бы снять с паузы. да из фокуса вылетело
[User Picture]
From:kaffeesahne
Date:January 14th, 2019 10:06 am (UTC)
(Link)
Ты знаешь, по моим ощущениям всегда ученик должен обращаться к преподавателю, а не преподаватель бегать за учеником: "Пожалуйста, вернитесь, поучитесь еще".
Powered by LiveJournal.com