Но при этом я вижу, что кто-то ставит вопрос плюс-минус таким образом: "Мне плохо в маске, какие есть альтернативы, какие есть лайфхаки?" и рассматривает варианты попробовать разные типы масок, или щиток, или, может быть, меньше бывать там, где полагается надевать маску, или какие-то методики преодоления стресса, то есть, ищет честное компромиссное решение. И это вызывает уважение, и сочувствие, и сразу веришь, что у человека правда все именно так, как он рассказывает. А кто-то говорит: "Идите все в пень, мне неудобно и не нравится, не буду носить вашу дурацкую маску, отстаньте от меня, злые люди". И начинаешь подозревать, что не так уж ему и неудобно на самом-то деле, и вполне мог бы и потерпеть, но не хочет в силу общей избалованности. При этом на самом деле вполне может быть, что человеку правда очень плохо, и он уже перебрал все варианты, и ни один не помог, и он уже задолбался пробовать, и задолбался объяснять, и в целом задолбался. (Впрочем, а кто не задолбался?)
При этом по-прежнему как-то очень мало известно, и сейчас считается, что маски помогают, но вполне может оказаться, что все-таки нет, и что все мы все это время страдали зря. И кто тогда будет прав? Но по состоянию на сейчас, вроде бы, все-таки помогают, и кажется, если можно хотя бы сколько-то сократить риск, и тебе все-таки терпимо, то почему бы это не сделать?
Ах да, еще же есть аргумент, что маска защищает не столько того, кто ее носит, от других, а других от того, кто в маске. Да. Учитывая, что многие болеют бессимптомно, но при этом могут заразить окружающих, и что тесты не на сто процентов точны, и что антитела, как выяснилось, держатся в организме прискорбно мало, так что если вы уже переболели, это не значит, что вы не можете заразиться еще раз, уверенно сказать о себе "я не являюсь опасным для окружающих бессимптомным носителем" может разве что тот, у кого как раз есть симптомы. Любой человек может в эту самую минуту быть бессимптомным носителем и потенциальным убийцей бабушек, и да, надевая маску он защищает окружающих, а окружающие точно так же защищают его. Это делает ношение маски вопросом морального выбора - готов ли я потерпеть некоторые неудобства ради блага других людей. И именно поэтому, увы, это не вполне вопрос личного выбора и пусть каждый решает, как он считает правильным - решение, принимаемое одним, влияет на безопасность другого.
А что это эти нехорошие люди не заботятся обо мне, а я что ли буду заботиться о них? - А почему вы в качестве образца для себя выбираете именно тех людей, кого считаете нехорошими?
Но да, кому-то в маске невыносимо плохо. Значит, у тех, кому плохо выносимо, есть шанс побыть маленьким героем и при помощи небольшого куска тряпки у себя на лице поспасать человечество за себя и за того парня.
Еще один значимый фактор это, конечно, доверие к властям и к журналистам, и ко всем в принципе. Мы же понимаем, что если завтра официально объявят, что запрещается носить трусы на голове, многие из нас (я так точно) задумаются, что, может быть, хотя бы по дому? На закрытых вечеринках для своих? В безлюдном углу парка, пока никто не видит, но, конечно, сфотографироваться и выложить в инстаграм, чтобы все видели? Не делать то, что велели, а что запретили - наоборот, делать, это наша славная традиция и многовековая скрепа, нельзя просто взять и соблюсти правило. Не по нашему это. Все понимаю. Но все равно люди, рассуждающие о нарушении их гражданских прав и отказывающиеся от маски не из-за личного дискомфорта, а прицельно назло кровавому режиму, кажутся мне неперебесившимися в отведенный природой срок подростками, до сих пор считающими отмороженные уши признаком внутренней свободы.
Впрочем, если человек отстал в развитии на несколько десятков лет, это же тоже беда, а не вина, и стоит посочувствовать.