Category: фантастика

Category was added automatically. Read all entries about "фантастика".

Schwarz-weiss

(no subject)

Довольно простая вещь, которую я хотя бы по разу проговариваю для каждого своего ученика:

Когда вы читаете вслух текст на иностранном языке, особенно если вы про себя знаете, что у вас проблемы с произношением, и особенно когда в тексте много сложных для произнесения слов, естественный порыв - прочитать это как можно быстрее, пара мину позора и ты свободен, а самые трудные слова вообще скомкать и проглотить, поскорее как-то протараторить и забыть как страшный сон. В результате на слух оказывается не понятно ничего из того, что вы сказали. Если слушателям не важна озвученная информация, они просто сделают для себя вывод, что вы чудовищно плохо говорите на этом языке, вас же невозможно понять - между прочим, безупречно правильная грамматически речь с богатой лексикой, но увы, сильным акцентом, воспринимается как гораздо худшее владение языком, чем речь с хорошим произношением и небольшим количеством не влияющих на понимание ошибок. А если слушателям важно вас понять, они еще и начнут переспрашивать. Каждое слово и каждое предложение, пытаясь вежливо приписать сбой в коммуникации себе: "Извините, я не расслышал". При том, что все прекрасно понимают, в ком дело на самом деле. И пытка затянется, постепенно превращаясь в кошмарный сон. И в следующий раз вам будет еще страшнее и тяжелее. Очень неприятно. Собственно, ко мне в числе прочего приходят люди с этим болезненным опытом.

Чтобы избежать подобных ситуаций, или хотя бы смягчить их для себя, нужно делать то, что в подобных обстоятельствах кажется контр-интуитивным: усилием воли, буквально на вдох-выдох-сосредоточься, детка, заставить себя говорить медленнее. Нарочито отчетливо, чуть ли не по слогам. Если хочется проглотить слово, значит, в этом месте надо утрировать артикуляцию. Изнутри это, конечно, воспринимается как некоторое насилие над собой. И да, конечно, вы никого не обманете, со стороны будет видно, что вам трудно. Но вас поймут. А люди, они вообще, знаете, обычно говорят что-то для того, чтобы их поняли. Так что эта экзекуция по крайней мере приобретает смысл, в отличие от чтения наперегонки с собой, лишь бы поскорее отделаться. И для людей, которым удастся получить от вас нужную информацию, это будет выглядеть как: "Ему было тяжело, но он справился". И, опять же, если вам удастся сказать нужное понятно с первого раза, вас не станут переспрашивать, и в конечном итоге вы отделаетесь быстрее.

Так что, если вам нужно сказать или прочитать вслух что-то сложное, самое главное - не торопитесь.
Schwarz-weiss

(no subject)

Меня (как всегда) никто не спрашивал, но если бы вдруг меня спросили, что сильнее всего мешает людям изучать иностранные языки, я бы ответила, что по моим (личным, не основанным на серьезных исследованиях) ощущениям, сильнее всего людям мешает уверенность, что изучить язык будет легко. Я же уже как-то знаю английский / я же нахожусь в среде / у меня же чутье / это же простой язык / и вообще шапками закидаем. Иностранный язык это не ветрянка, воздушно-капельным путем не передается, и от одного только нахождения в среде у взрослых людей не учится. Чутье тоже отрастает не само по себе, а на основании изученной теории и большого (и я имею в виду действительно большого) количества практики. Пока вы только-только учитесь на языке читать и составлять предложения, никакого чутья у вас в нем нет и быть не может. Да, разумеется, если вы уже свободно владеете близким языком, и вообще у вас лингвистическое образование, чутье у вас отрастет гораздо быстрее и легче, но полагаться на "мне так кажется" с первых дней... у вас ведь нет ощущения, что вы интуитивно знаете, как складывать парашют? Да, разумеется, у кого-то очень хорошие способности, и этим людям изучать языки легче. Да, если вы постоянно общаетесь с носителями, у вас много практики, и это помогает. Да, если язык похож на родной или на ранее изученный, это тоже помогает. И само собой, каждый следующий язык учить легче, чем предыдущий. Не в последнюю очередь потому, что уже знаешь, как это делается. То есть, да, кому-то это дается действительно относительно легко. Относительно. Но не на уровне "само выучилось". У меня есть пара учениц, работающих переводчицами с английского. Да, они учатся примерно в полтора раза быстрее, чем другие ученики, которых я воспринимаю как сильных. Но от них у меня как раз совершенно нет ощущения: "Да что тут учить, я и так все знаю, у меня английский, у меня чутье, я тут сейчас быстренько по верхам, а дальше само пойдет". Теория, упражнения, еще упражнения, тексты, выучить слова, еще упражнения, повторить теорию, пересказать текст, еще упражнения - все как у всех. Язык учится вот так. Если у кого-то особенно хорошая память и вообще талант, то да, подходов будет меньше, тут почитал, там повторил, вот и запомнилось. И если уже есть готовая понятийная база, тоже проще, конечно. Но когда человек приходит заниматься с установкой, что сегодня я учу алфавит, завтра читаю рабочую переписку, а послезавтра свободно говорю на любую тему, потому что у меня среда, чутье и вообще, зачем я это буду учить, мне интуитивно кажется, что я это и так пойму, это все неминуемо ведет к разочарованию, общему недовольству и убежденности, что язык попался ужас какой сложный, его выучить вообще невозможно. Руки опустились, глаза потухли, до этого самостоятельно между уроками не занимался, потому что зачем, тут же все легко, теперь не занимается, потому что бессмысленно, все равно не выйдет. Любое самое мелкое правило, которое нужно - да, опять выучить - оказывается очередным маленьким концом света: "Господи, да что ж все так сложно-то". Темп при этом, даже очень приличный, в любом случае кажется удручающе медленным, потому что по изначальному плану к этому моменту язык уже должен был стать вторым родным. Ну и дальше и преподаватель плохой, и методика не та, и язык сложный, и у меня какие-то индивидуальные особенности, не позволяющие изучать языки, и вообще жизнь - боль. А был бы изначально настроен на то, что изучение языка это в первую очередь работа, и легко может быть и будет, но явно не всегда, глядишь, давно бы уже все выучил.
kote1

(no subject)

Весь день провела в постели - похоже, организму надоело, что я отказываюсь понимать намеки, и он перешел к более наглядной демонстрации своих возможностей. Если лежать, то не больно, если пытаться вставать, спина тут же дает понять, что лежать - лучше. Ок, значит, лежим. Лежа занимаюсь печальной арифметикой. Допустим, в месяце 30 дней. Из них в среднем дней 7 я проведу в командировке - когда больше, когда меньше, но в основном где-то неделю. Остается 23. Три дня в неделю у меня занятия вечером, в эти дни я не успеваю ничего, кроме работы. То есть, вычитаем 9, остается 14. Если повезет, то 2 вечера в месяц уйдут на лекции у Ксы. Остается 12. Учитывая, что иногда мне надо сходить в магазин, сделать что-то по дому и просто побыть одной - для человека, чья работа заключается в интенсивном общении, это актуально - на встречи с друзьями у меня приходится где-то 6 вечеров в месяц. Наверное, это не так уж и мало, у других людей вечера тоже заняты всяким разным, я не одна такая. Но с другой стороны, на моем дне рождения было 15 человек. И это не все, с кем я хотела бы более-менее регулярно встречаться. То есть, если бы я распределяла встречи с друзьями и знакомыми сколько-то равномерно, на каждого приходилось бы по одному разу в три месяца. На самом деле так не выходит, потому что у других людей тоже у каждого свой график, с кем-то состыковаться легко, а с кем-то не выходит месяцами. И еще мы сейчас как-то совсем забросили игры в шляпу, а жаль, я по ним скучаю. И я с лета хочу походить на массаж, но некогда. И хочу собрать компанию поиграть в настолки - и тоже не могу найти время. И французский, ведь я же практически уже договорилась с другом о занятиях - но не складывается. А максимум спонтанности который я могу себе позволить - это раз в месяц поболтать с другом из другого города по скайпу, не договариваясь об этом разговоре за неделю.
И при этом я опять загоняюсь на тему, что вообще-то было бы неплохо добавить в свою жизнь общения с гетеросексуальными мужчинами, пусть даже не прямо вот серьезные отношения, хотя бы ощущение их теоретической возможности. Но для этого надо бы существенно расширить круг общения, и не количественно, а качественно, в какую-то совсем другую сторону. И тут - мало того, что у меня нет никакой такой новой компании, в которую я могла бы вдружиться, так еще и, если бы она была - было бы мало показаться там один раз, нужно было бы вложить в это время. А выкроить время можно разве что за счет имеющихся друзей и знакомых, которых я и так вижу гораздо реже, чем мне хотелось бы.
Blümchen

(no subject)

Вчера опять ходила на лекцию про художников к Ксе - они каждый второй четверг. В зале около 50 мест, набивается полный зал и еще сзади ряд стоя. Запись раньше заканчивалась примерно через час после начала, и дальше опоздавшие могли проситься записать их в резерв на случай, если кто-то в последнюю минуту не сможет. Теперь же всякие ушлые товарищи, воспитанные советскими очередями, приноровились записываться еще до начала официальной записи, и даже до объявления даты и темы следующей лекции, так что к тому моменту, как Кса пишет пост вида "Кто хочет на лекцию - записывайтесь в комментах" оказывается, что записываться уже некуда. С интересом жду, когда начнутся высказывания в духе "больше двух мест в одни руки не давать". Честно говоря, мне кажется, что вот это ощущение дефицитности товара придает происходящему некоторую дополнительную прелесть. Ну и шутка вечера в исполнении Зайц: "А запись на Серова ты не закрывай".

Едем домой на метро. В вагоне сидит молодой человек с восточным барабаном в футляре - сам барабан не видно, но по форме угадывается легко, к тому же, он по нему задумчиво постукивает. И вдруг на одной из станций в вагон входит человек-паук. в костюме, включающем полностью закрывающую лицо маску. И начинает принимать характерные человеко-паучьи позы, и перетекая из одной в другую перемещаться по вагону. И когда он доходит до мальчика с барабаном, пару раз тоже по барабану ударяет. А хозяин барабана, видя такое дело, начинает уже осознанно отбивать ритм. И человек-паук весь пролет между двумя станциями, довольно длинный, отплясывает под восточный барабан в полу-пустом вагоне. Ничего особенного, ночное московское метро.

А когда мы с Жем вышли из метро, человек-паук нас догнал и спросил, где тут гастроном. Я объяснила, как дойти до круглосуточного Алми, и предложила дойти вместе - мне не то, чтобы прямо срочно туда было надо, но я думала о том, чтобы купить бутылку воды. Но человек-паук ответил, что ему срочно, и убежал. А когда я уже подходила к своему дому, он меня догнал еще раз, спросил, не могу ли я ему помочь. Я сначала, честно говоря, подумала, что ему не хватает набранных по метро денег на покупку чего он там хотел купить (не алкоголь точно, дело-то уже далеко за полночь) и честно ответила, что у меня наличных с собой нет совсем (правда не было), но оказалось, что ему надо позвонить девушке, а костюм полностью закрытый, рукава переходят в перчатки. И вот эти перчатки не дают пользоваться телефоном, он не реагирует на прикосновение. Так что мне надо было нажать ему несколько раз на экран телефона, чтобы он мог поговорить с девушкой. У меня в соседях - человек-паук!
Blümchen

(no subject)

У меня внезапный идиотский вопрос.

Вот допустим, кто-то себя позиционирует как гика. Знакомство с какими книгами, фильмами и сериалами в таком случае от него ожидается? Прямо вот на уровне маст рид, а если ты этого не знаешь, то никакой ты не гик, а самый настоящий самозванец. Может быть, не обязательно фанатеть, но хотя бы осуждать со знанием дела. Понятно, что для взрослого человека нелепо смотреть или читать что-то исключительно ради соответствия образу (и еще более нелепо НЕ читать, НЕ смотреть или демонстративно НЕ любить что-то ради иллюзии своей уникальности), но, тем не менее, есть же определенные ожидания.

Очевидно, Star Wars. И Star Track. Кстати, его обязательно весь, со старыми сериями, или достаточно Энтерпрайз и фильмов? А Babylon 5 в этой связке идет или его можно и не знать?

Firefly понятно, Толкиен тоже. И Гарри Поттер. И ладно, что поделаешь, Мартин.

А Doctor Who - он входит в обязательную программу или в произвольную? А сериалы помельче, типа Dollhouse или Alphas? Или вот супернатуралы - по-моему, они какие-то не тру, я права или нет? А марвеловские все фильмы? А всякая классическая фантастика, те же Саймак, Желязны, Гаррисон, Азимов - они вообще сюда относятся или нет? Если да, то кто еще?

А аниме ожидается по умолчанию, или не факт? Если да - наверное, Evangelion, а что еще? А игры? Если я вообще никаким местом не геймер, я могу считаться гиком, или уже нет? Покемоны! Покемонов обязательно собирать?

А играет ли роль степень погружения? Если я смотрела, но не помню ни режиссера, ни имен актеров, ни половину сюжета - это считается, или положено непременно знать ту вселенную лучше, чем эту? А внешняя атрибутика? Она обязательно должна быть?

В общем, давайте поговорим, как мы себе представляем гиков, и считаем ли мы себя ими.
Blümchen

(no subject)

Надя в своей безграничной мудрости уехала в самый правильный момент: тогда, когда я обнаружила, что мне внезапно нравится музыка австралийских аборигенов. Которая диджериду. Какая-то (возможно, наиболее разумная) часть меня тоже не отказалась бы в такой ситуации быть где-нибудь максимально далеко и делать вид, что она не со мной. Остальная я радостно запускаю целую подборку диджериду на ютубе фоном и под это работаю.
А соседей мы все равно не любим.

***

Проводив Надю в аэропорт, отправилась забивать горечь разлуки терапевтическим шоппингом. В частности, купила новые джинсы. Жаба меня, конечно, ласково подержала за шею, но я ей доходчиво объяснила, что Мне Надо, потому что у меня остались Последние Целые Джинсы, а когда у меня есть только одни Последние Целые Джинсы, мне как-то не очень нравится, потому что, например, если их постирать, то пока они не высохнут, не понятно, в чем вообще выходить из дома. Купила. Приехала домой. Присела за стол. Последние Целые Джинсы тут же радостно порвались. Тайминг, конечно, идеальный, но получается, что у меня опять только одни джинсы, а жабе определенно нравится держаться за мою шею.

***

По дороге из аэропорта начала наконец-то читать "Гарри Поттер и методы рационального мышления". Карочи. В этой серии нашего шоу роль Гарри Поттера исполняет доктор Шелдон Купер, он же Шерлок, он же его величество Шеллар III. Любите ли вы этих троих так же, как люблю их я? Действие еще не началось, но я уже визжу и попискиваю, по мне так там действие вообще не нужно, вах, зачэм петь, просто ходи туда-сюда.

***

У кота Понедельника, он же Клевер, он же Комодский Варан, он же Суровое Животное, он же Тот Самый Кот, он же Понечка, усилиями Жем появилось новое имя: Сладкий Пончик. Исходя из того, что лицо мне во сне не съели, можно считать, что кот не против.

***

Мой личный лайфхак, которым я в последнее время делюсь с человечеством: Я люблю разные супы, причем действительно самые разные. Но сварить одну-две порции супа, особенно, если там много разных компонентов, довольно сложно, это не кусок мяса пожарить. А когда живешь одна, упромыслить целую кастрюлю супа бывает довольно сложно. Два дня подряд одно и то же я ем спокойно, три - уже не очень, на четвертый точно осточертеет. Я приспособилась разливать приготовленную еду по порционным мисочкам-с-крышками и замораживать, оставив себе столько, сколько съем за день. А остальное можно вынимать и разогревать по мере надобности, когда некогда или лень готовить. То есть, наверное, так можно не только с супом, но с другой едой я пока не пробовала.

***

Мысль, что я опять живу одна (но с тремя котами), и как этот факт влияет на все, я пока еще особо не думала. Пока что это кажется странным.
Hell

(no subject)

В моей семье было совершенно нормальным делом, что кто-то дикими криками: "Скорее, быстрее, все, бросайте всё, бегите сюда" созывал всю семью, чтобы сказать: "Посмотрите, какая радуга / как красиво солнечные лучи выходят из-за тучи / какой сегодня необычный закат / как здорово наш кот смотрится рядом с букетом цветов", и побросавшие все дела не сердились, что их сдернули с места из-за ерунды, а смотрели и искренне благодарили. Как-то само собой разумелось, что посмотреть на красивое или необычное - важно.

Пожалуй, это одна из вещей, за которые я благодарна своему воспитанию и своим особенностям восприятия. Я могу быть сколько угодно усталой, я могу сердиться, я могу быть завалена проблемами, но у меня всегда найдется кусочек ресурса на то, чтобы посмотреть на красивое, обратить внимание на красоту мелодии, принюхаться к приятному запаху, заметить изящную формулировку.

Иногда в фентези этой чертой наделяют эльфов, и хотя мне кажется, что трудно найти менее эльфическое создание, чем я, в этом я их хорошо понимаю.
Lächeln

Новогодние диалоги

- А вдруг он скажет, что устал и уходит? Мы же себе не простим, если пропустим.
- По-моему, скорее он выступит с голым торсом, прижимая к себе какое-нибудь очередное животное.
- О, козу. Он должен поцеловать в живот козу.
- Ну почему же обязательно в живот?

***

Лениво развалившись в кресле наблюдаю, как народ играет с какой-то хитрой техникой - надо скакать перед экраном, размахивая руками, а что-то там отслеживает твои движения, и так управляешь происходящим в игре.

- Мне кажется, я живу в будущем.
- Мне кажется, я живу в Теории большого взрыва.
- Так, непосредственно перед новым годом мы смотрели Стар Трек, чуть куранты не пропустили. Второй тост после нового года в нас был за психоаналитиков. Сейчас мы смотрим, как хозяева квартиры играют со своим телевизором в настольный теннис. Да, мы живем в Теории большого взрыва. Напишу об этом в своем блоге.

***

Если у кого-то еще остались сомнения - 30го мы смотрели Звездные войны, а после настольного тенниса с телевизором до шести утра играли в манчкин. Я играла в первый раз и поняла, что во-первых, игрок я плохой, во-вторых, процесс мне понравился, я бы еще поиграла.

И еще мне подарили брелок с роботом из Звездных войн, который служит переводчиком между людьми и роботами. У меня была истерика.

***

А вообще это было очень здорово, один из лучших новых годов, какие у меня были. Второго возвращаюсь в Москву - продолжим.
Ernst

(no subject)

Никогда раньше об этом не задумывалась. Я обычно легко нахожу общий язык с немцами, мне кажется, что с ними как-то очень легко подружиться, и они, конечно же, более приветливы, чем русские, особенно по отношению к малознакомым людям, гораздо больше улыбаются, и всякое вот такое... но мне не приходило в голову посмотреть на это под несколько иным углом: что вполне может быть, что то, что я воспринимаю как хорошее отношение лично ко мне, желание дружить - вот прямо дружить, интерес к тому, что я рассказываю, на самом деле может быть проявлением абсолютно нейтральной вежливости. Просто вот так принято. И не важно, кто бы был на моем месте и как бы он себя вел, ему бы точно так же улыбались, смеялись над его шутками и расспрашивали о планах на выходные.
Я в Бангкоке страдала от невозможности считывать реакцию окружающих на меня, я так устроена, что мне нужен фидбек, а Германия такая родная, такая знакомая - как-то и в голову не приходило, что что-то тут может быть вовсе даже и не так, как мне кажется. А тут вдруг - мне как-то так хорошо на работе, было бы ужасно обидно обнаружить, что мои ощущения следовало бы делить на десять.
А нехилую я себе паранойку отрастила, а?
Хотя, конечно, строит со всей присущей мне скромностью учесть и то, что я воспринимаю желание со мной немедленно дружить как вполне естественную человеческую потребность и в России тоже.
kote1

(no subject)

(удивительно, сколько разных дел и мыслей может внезапно возникнуть у человека, которому надо переводить длинный текст)

Каждый раз, когда я собираюсь написать о том, что меня раздражает какая-то категория людей, я думаю, что сейчас милые вежливые тактичные люди подумают, что это про них, и расстроятся, и будут переживать, а те, про кого это как раз было, ничего такого не поймут, и никаких выводов для себя не сделают, и не пишу ничего. (вместо этого жалуюсь тем, кто попался под руку)

Но, пожалуй, все-таки сделаю пометку. Есть категория комментаторов, заставляющая меня скрежетать зубами в бессильной досаде. Это люди, которые любой, вот прямо таки любой мой пост, вне зависимости от темы, важности и эмоциональной окраски, используют для того, чтобы рассказать мне о себе.
То есть, конечно же, обмениваться опытом - совершенно нормальное дело. Я рассказала что-то о себе - другой человек рассказал о себе, это естественно, так и бывает в разговорах. Но когда один и тот же человек так поступает раз за разом, зачастую цепляясь за тему поста только формально: "ага, я знаю это слово, мне есть, что сказать на эту тему", не пытаясь вступить в полноценный диалог, не пытаясь изобразить интерес ко мне - только рассказывает о себе, в какой-то момент это начинает бесить. Еще раз - в общем и целом рассказывать о каком-то своем похожем опыте мне кажется абсолютно нормальным и естественным поведением, но все-таки, все-таки, мой жж это место, где мы некоторым образом говорим обо мне. А о ком-то еще мы говорим в жж этого человека. Те, кому хочется поведать миру о себе, вполне могли бы делать это у себя, в нормальных развернутых постах, а не у меня в комментариях. Это моя, моя табуреточка!

(Являются ли подобные посты проявлением пассивно-агрессивного поведения? В случае, если речь идет именно что не об одном конкретном человеке и не о единичном случае, а о явлении, которое я наблюдаю месяцами, постепенно отслеживая собственную реакцию и постепенно разбираясь, что же именно меня задевает в формально нейтральном поведении, уместнее писать в пространство (это же не только и не сколько воззвание наружу, но и заметка о моих внутренних переживаниях) или прицельно тыкать носом (возможно, в резкой форме) тех самых конкретных людей?)